Цель и задачи воспитательной работы в логопедической группе
Воспитательная работа в логопедической группе отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые организуются с детьми, имеющими различные речевые отклонения. Кроме того, дети логогруппы довольно часто, кроме речевых отклонений имеют и незначительные отклонения в развитии. Исходя из этих особенностей, и должна строиться воспитательная работа.
Цель воспитательной работы в логопедической группе: всестороннее и полноценное развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей.
Задачи воспитательной работы:
- Усвоение детьми общепринятых правил и норм поведения.
- Достижение стабильных результатов в усвоении общеобразовательной программы.
- Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
- Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья, потребности в ЗОЖ.
- Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими.
- Организация эффективной предметно-развивающей среды, способствующей общему развитию и становлению личности детей дошкольного возраста, а также полноценному развитию речи.
Достижение поставленной цели и задач воспитательной работы в логогруппе осуществляется через профессиональную деятельность педагога. Именно поэтому важно, чтобы все педагоги, работающие с детьми, постоянно совершенствовали свои знания и умения посредством изучения педагогической и методической литературы, посещения курсов повышения квалификации и ознакомления с практическим опытом своих коллег.
Технологии воспитательной работы
Технологии воспитательной работы в логопедической группе:
- Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения, памяти, внимания, речи. В процессе игры дети имеют возможность «принять» на себя различные роли, тем самым они учатся выстраивать взаимоотношения с другими детьми, взаимодействовать в коллективе. Игровые технологии являются одними из наиболее эффективных воспитательных средств, так как игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности.
- Технология интегрированных занятий – представляют собой комплекс различных занятий, объединенных в одно на равных правах. Интегрированные занятия воспитательного характера способствуют развитию у детей нравственных качеств, эстетических чувств, духовно-нравственной сферы, творческого потенциала и т.д. То есть, занятия данного плана позволяют педагогу значительно сэкономить время и при этом получить высокие воспитательные результаты.
- Компьютерные технологии – являются одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации воспитательного процесса. При использовании компьютерных технологий в воспитательной работе, педагогу предоставляется уникальная возможность для создания интересного и познавательного занятия, благоприятного эмоционального фона и всестороннего развития детей. Занятия с использованием ИКТ всегда интересны и захватывающе, в связи с чем, и результативность воспитательного воздействия на детей значительно выше.
В воспитательную работу в логопедической группе прочно входят коррекционные занятия по развитию речи. Это связано с тем, что развитие речи в такой группе является ведущим направлением, которое «пронизывает» всю воспитательно-образовательную деятельность. Исходя из этого, воспитательная работа осуществляется не только в «чистом виде», но и в процессе реализации коррекционных занятий по развитию речи, а также в режимные моменты.
Организация воспитательной работы в логопедической группе осуществляется в следующих формах:
- Групповая – работа с несколькими детьми, имеющая конкретную цель, поставленную исходя из имеющихся воспитательных проблем у данных детей.
- Индивидуальная – направлена на работу с конкретным ребенком, исходя из его возрастных особенностей и потребностей в воспитательном воздействии.
- Коллективная – работа со всей группой, с учетом особенностей данной категории детей.
Методы и приемы воспитательной работы в логогруппе:
- репродуктивный метод: упражнения, демонстрация, объяснения;
- словесные методы: беседы, загадки, чтение, стихи и т.д.;
- частично-поисковые методы: наблюдение, обследование, экспериментирование, исследование и т.п.;
- проектный метод: работа над проектами (краткосрочными, долгосрочными);
- разнообразные приемы, направленные на создание ситуаций успеха.
Роль других специалистов и родителей в воспитательной работе
Воспитательная работа с детьми логопедической группы осуществляется в тесном контакте с такими узкими специалистами как музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагог-психолог. Комплексная работа с узкими специалистами позволяет достигать высоких воспитательных результатов.
Совместно с музыкальным руководителем, педагог в рамках воспитательной работы организует различные тематические мероприятия, направленные на воспитание и развитие личности детей, формирование у них норм и правил поведения в обществе. Например:
- праздники с музыкальным сопровождением «Осень золотая», «День матери», «День семьи» и т.д.
- музыкальные игры «Ловушки», « У медведя во бору» и т.д.
Совместно с инструктором по физической культуре организуются воспитательные мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей, формирование у них навыков ЗОЖ. Например, это могут быть игры, походы, соревнования, воспитательные беседы и т.д.
Немаловажное значение в результативности воспитательной работы в логогруппе имеет работа с родителями воспитанников. Основными формами работы с родителями являются родительские собрания, консультации, беседы. Все они организуются педагогом, имеют конкретную тему и цель.
Кроме того, важно привлекать родителей к организации мероприятий в рамках воспитательной работы. Например, выставок, конкурсов, экскурсий и походов и т.д.
Участие родителей в воспитательной работе поможет не только усилить воспитательной воздействие, но и сблизить родителей и детей, помочь каждому родителю понять своего ребенка, увидеть в нем что-то новое.