Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система коррекционно-логопедической работы в школе

Определение 1

Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие моторики, ориентированных на устранение имеющихся у ребенка речевых дефектов или их сглаживание для полноценного освоения им образовательной программы.

Особенности организации коррекционно-логопедической работы в школе

Организация логопедической терапии и коррекционных программ в школах специальной направленности и обычных общеобразовательных заведениях имеет свои специфические черты:

  1. Работа организуется дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого нарушения ребенок направляется в школу, тип которой ему наиболее подходит. В каждой школе выбираются приоритетные направления работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в общеобразовательных учебных заведениях, используются специальные программы обучения для детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта.
  2. Проведение комплексной диагностики речевого развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений коррекционной работы.
  3. Коррекционная работа тщательно планируется и составляются прогнозы ее исхода.
  4. Учет особенностей разнообразных речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений влияет на методы и техники логопедической коррекции в школе того или иного типа.
  5. Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми отклонениями в общеобразовательной школе.
  6. Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
  7. Основой коррекционной работы является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная организация. Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и методов.
  8. Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений.
  9. Коррекционная работа в начальной школе имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
  10. Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях. Они способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.

Целевое назначение коррекционно-логопедической работы в школе

Коррекционно-логопедическая работа в школе нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма учащегося.

Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы начать коррекционную терапию, необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых нарушений и прогнозы их преодоления.

«Система коррекционно-логопедической работы в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа по устранению речевых нарушений школьников реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися, имеющими речевые нарушения.

Коррекционная работа логопеда, исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:

  1. Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
  2. Профилактика нарушений письменной речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи.
  3. Устранение дефектов письменной речи учащихся. Школьников обучают грамматическим особенностям построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления, активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется внимание формированию навыков анализа и синтеза.

Типы коррекционно-логопедических занятий в школе

В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:

  1. Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
  2. Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  3. Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot