Сущностная характеристика воспитательной работы
Воспитательная работа любой образовательной организацией осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка и Уставом образовательного учреждения.
Основные идеи воспитательной работы: гуманизм, сотрудничество, забота о развитии ребенка и формирование единого воспитательно-образовательного пространства.
Воспитание – это организованный процесс воздействия на развитие личности ребенка, осуществляемый педагогом или коллективом педагогов во всех видах образовательной деятельности.
Воспитательная работа представляет собой три взаимосвязанных блока, каждый из которых направлен на удовлетворение различных потребностей детей, и формирование у них необходимых ключевых качеств:
- Система воспитательной работы непосредственно в рамках педагогического процесса.
- Система воспитательной работы, организуемой во внеурочной деятельности.
- Воспитательная работа, организуемая за пределами образовательной организации (внешкольная деятельность).
Сущность воспитательной работы заключается в том, что она рассматривает процесс воспитания как развитие, сохранение и преобразование личностных качеств ребенка посредством организации взаимодействия между детьми (учениками, воспитанниками) и взрослыми (педагогами, родителями).
Организация воспитательной работы в рамках образовательной организации предусматривает:
- Осуществление корректировки педагогического процесса, усиление гуманизации воспитания.
- Использование наиболее эффективных методов, средств и форм организации педагогического процесса, направленных на повышение активности и раскрепощения детей.
- Ориентация детей на вечные ценности, которые охватывают основные аспекты жизни человека (труд, любовь, красота, мир, Родина и т.д.).
- Создание детям таких условий, при которых они будут иметь свободу самовыражения и самореализации.
Цели и этапы воспитательной работы
Основная цель воспитательной работы – организация воспитательного взаимодействия ребенка и взрослого, ориентированного на формирование общечеловеческих ценностей и личностное развитие каждого воспитанника (учащегося).
Дополнительными целями воспитательной работы являются:
- Формирование у каждого ребенка базовой личностной культуры, посредством создания необходимых воспитательных условий.
- Воспитание социально активной личности, которая способна самостоятельно принимать решения в рамках современного социума.
- Этапы воспитательной работы подразделяются в зависимости от возраста детей:
- Воспитательная работа в начальном звене – формирование основы культурного общения, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе и собственному здоровью, уважительное отношение к знаниям, школе и семье.
- Воспитательная работа в среднем звене – формирование экологической культуры, положительного отношения к ЗОЖ, потребности в самообразовании, самовоспитании и самореализации, умения самостоятельно делать правильный выбор, чувства ответственности за свои поступки.
- Воспитательная работа в старшем звене – формирование нравственных форм поведения, готовности к трудовой и профессиональной деятельности, активной гражданской позиции, способности к самоорганизации и самоконтролю.
Задачи воспитательной работы
Достижение целей воспитательной работы осуществляется посредством решения ряда следующих задач:
- Формирование патриотизма и гражданского самосознания.
- Создание условий необходимых для организации эффективного школьного самоуправления.
- Развитие творческих способностей и нравственной культуры.
- Воспитание уважительного отношения к труду и развитие трудолюбия.
- Формирование навыков и культурного поведения и взаимоотношений в рамках современного социума.
- Формирование у детей положительного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Цели и задачи воспитательной работы предусматривают целостность воспитательной программы образовательной организации, которая включает в себя все сферы жизнедеятельности ребенка.
Принципы организации эффективной воспитательной работы:
- Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.
- Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.
- Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.
- Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.
- Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.
- Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.
- Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.
Таким образом, воспитательная работа в любой образовательной организации – это в первую очередь система, которая основана на тесном взаимодействии детей и взрослых, объединенных общими целями и задачами.