Интерес к занятиям физической культурой у дошкольников как актуальная проблема современности
Интерес к занятиям физической культурой – это мотивация к выполнению различных физических упражнений и совершению действий, потребность в движениях и активной деятельности.
Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности. Интерес к физической деятельности не является врожденным свойством каждой личности. Его необходимо развивать с дошкольного возраста, посредством мотивации к физической деятельности и использованию различных методов и средств организации физической активности дошкольников.
Физическая активность необходима каждому дошкольнику. Она развивает не только физическую сторону организма, способствуя формированию двигательных навыков, скорости, гибкости, выносливости, ловкости и т.д., но и способствует интеллектуальному развитию ребенка, активизации его познавательной заинтересованности.
Кроме того, современное воспитание основывается на гармоничном подходе т.е. формировании гармоничной личности. такое формирование невозможно без полноценного физического развития ребенка. Оно является основой его физического и психического здоровья, фундаментом благополучного развития.
Развитие интереса к физической активности дошкольника является необходимым условием эффективной деятельности педагога ДОУ. Интерес побуждает ребенка к действию. Он помогает:
- Развить внимание ребенка;
- Сформировать навыки пространственного восприятия;
- Возбудить творческое воображение;
- Развить все виды памяти;
- Повысить интерес к обучению;
- Повысить работоспособность организма.
В этой связи, проблема развития устойчивого положительного интереса дошкольника к занятиям физической культурой приобретает первостепенное значение в современной сфере дошкольного образования. Это требует приложения педагогом конкретных усилий и построения специальной образовательной среды, которая будет мотивировать к физической деятельности и занятиям физическими упражнениями.
Формирование интереса ребенка к любому виду деятельности зависит от эмоционального насыщения данной деятельности. Если физическая активность вызывает к дошкольника какие-либо эмоции, если она заставляет его испытывать радость, восторг, удовлетворяет его потребности, то ребенок будет стремиться к регулярной физической активности. Если эмоциональной активности при занятиях физическими упражнениями не возникает, то вовлеченности в нее попросту нет и ребенку не интересно заниматься данной деятельность.
Чтобы вовлечь дошкольника в физическую деятельность, насытить ее эмоциональным компонентом, необходимо использовать следующие приемы воспитательной деятельности:
- Использование игровой деятельности в качестве основной формы обучения и развития дошкольников. Педагог должен умело использовать весь воспитательный потенциал игры и ориентировать ее применение на развитие конкретной стороны личности и мотивации к определенной деятельности. Физические упражнения, предложенные в игровой форме, займут устойчивую позицию в режиме дня дошкольника и станут основой его развития.
- Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна моделировать деятельность дошкольников и различные ситуации, а также физическую деятельность.
- Вариативность физической активности. Нельзя использовать только одну форму физической деятельности. Занятия должны быть разнообразными и увлекательными.
- Простота и доступность физической деятельности. Физические упражнения должны находиться в соответствии с уровнем развития дошкольника, его возрастными физиологическими возможностями. Объяснять их выполнение необходимо наглядным примером и доступным языком.
- Выявление педагогом предпочтений детей в физической деятельности и физических упражнениях.
- Диагностирование эмоционального состояния дошкольников в ходе выполнения физических упражнений. Это помогает пересмотреть методы и приемы организации физической деятельности, мотивировать к ней на подготовительном этапе.
Нетрадиционные формы физкультурных занятий дошкольников
Практический опыт доказывает, что интерес дошкольников к физическим упражнениям можно развить путем применения оригинальных форм организации физических занятий.
К основным нетрадиционным формам занятий по физической культуре, используемым в ДОУ, относятся:
- Горизонтальный балет. Он представляет собой форму организации физического занятия дошкольников, при которой дети выполняют упражнения в горизонтальном положении (лежа на полу). Горизонтальный балет способствует эмоциональному всплеску дошкольника и активизирует его физические силы. Упражнения выполняются лежа на спине, на животе, на боку, а также сидя или совершении ползаний. В ходе совершения данных движений, ребенок погружается в мир активной деятельности. Кроме того, оказывается воздействие на многие рецепторы, вызывающие эмоциональный всплеск, что приводит к развитию интереса к данной деятельности;
- Использование средств народного фольклора. Он помогает развить двигательную инициативу дошкольников и развить их творческий потенциал. Физкультурные занятия наполняются различными народными танцами или отдельные движения вводятся в него. Занятие становится более увлекательным;
- Использование серии упражнений. Если физические упражнения представляют собой последовательность нескольких физических действий с различным оборудованием, то это повышает работоспособность дошкольника. Это обусловлена быстрой сменой движений. Они не успевают надоесть ребенку и вызывают у него положительные эмоции;
- Ритмика. Она представляет собой вид музыкальной гимнастики. Дети выполняют движения по музыку. Движения совершаются в определенном ритме. Они воздействуют на его эмоциональную сферу, способствуют снятию напряжения и повышению работоспособности организма.