Понятие воспитания и его педагогическое значение
Воспитание – это педагогическая категория, которая составляет основу личностного развития. Процесс воспитания является важным направлением духовного и нравственного развития общества. Оно составляет фундамент социального развития и обеспечивает его прогресс.
Процесс воспитания предназначен для передачи, имеющегося исторического, культурного, социального опыта между поколениями.
Воспитание является главнейшей педагогической категорией, поскольку содержит в себе общечеловеческие ценности и общечеловеческую значимость.
Развитие воспитание происходит наравне с развитием социума. В зависимости от ступени общественного развития, особенностей его функционирования, социально-экономических процессов происходит изменение целевого назначения воспитания, его содержания, методов и приемов воспитательной работы.
Понятие «воспитание» не относится к естественным терминам природного происхождения. Оно является результатом исторического развития, осознанной и рациональной деятельностью общества и отдельной личности.
Только посредством эффективной организации воспитательной деятельности можно достичь процветания страны, ее значимости и сформировать здоровую во всех аспектах нацию.
Воспитание, на протяжении всех исторических этапов развития общества занимало приоритетное положение в педагогике. Ему отводилось более важное значение, нежели образованию.
Воспитание является таким направлением педагогической деятельности, влиянию которого подвергаются все представители человеческого рода. Оно является всеобъемлющим процессом, поскольку начинается с рождения и проходит в течение всего жизненного периода личности.
Воспитание способствует формированию основных личностных качеств. Только посредством воспитания человек социализируется и становится личностью.
Педагогическая наука нацелена на упорядочивание процесса воспитания, обеспечение условий для его безопасности и продуктивности.
Процесс воспитания находится в неразрывной связи и взаимодействии с процессом обучения. Они не могут существовать и функционировать по отдельности.
Воспитание оказывает влияние на формирование психологических сторон личности, развивает ее физически и духовно. При этом, сам процесс воспитания испытывает воздействие со стороны внешней среды и, во многом зависит от текущего этапа развития общества, направленности государственной политике в сфере образования и воспитания, уровня экономического развития и культурного аспекта.
Педагогическая наука рассматривает воспитание, как особым образом построенный процесс установления взаимоотношений между участниками воспитательного процесса: педагогами и учащимися, направленный на адаптацию личности в социуме, принятие ею духовных ценностей, формирование нравственных ориентиров, идей, взглядов, социального опыта.
Педагогическое значение воспитания проявляется в следующем:
- Данный процесс направлен на формирование полноценной, разносторонней личности, наделенной гуманистическими качествами;
- Помогает привить общественно приемлемые нормы поведения и усвоить культурные ценности;
- Благоприятно сказывается на формировании волевых качеств личности;
- Способствует усвоению культурного наследия, научных знаний и гражданских норм;
- Воспитание формирует патриотические качества личности и помогает выработать гражданскую позицию;
- Благотворно сказывается на раскрытии природных задатков и талантов личности;
- Помогает приспособиться к общественному устройству и его изменениям.
Специфические черты процесса воспитания
Процесс воспитания отличается от иных педагогических категорий тем, что он соответствует текущему этапу развития общества и изменяется вместе с ним.
Так, современное общество определяет воспитание, как процесс, ориентированный на всестороннее, гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
Процесс воспитания строится на следующих педагогических идеях:
- Приоритетная значимость личности воспитанника и признание ее высшей ценностью. В процессе воспитания создаются условия для саморазвития, самоутверждения личности, формирования навыков самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности.
- Воспитание строится на основе следования концепции гуманизации т.е. личность должна развиваться путем формирования основных гуманистических качеств, посредством организации творческой деятельности.
- Процесс воспитания нацелен на формирование у воспитанника отношения к окружающему миру, социуму, природной среде, Родине, государству, нравственным и культурным ценностям.
- Ориентация на личностное развитие в воспитании.
- Методика воспитания базируется на организации управления самопознанием и самовоспитанием учащихся, управления коллективом воспитанников.
- Эффективность воспитания зависит от организации построения продуктивного диалога между педагогом и воспитанником.
Процесс воспитания характеризуется целенаправленностью. Организация этой деятельности происходит на основе постановки целей и задач проведения воспитательных мероприятий. Целевое назначение воспитания заключается в освоении личностью социальных и культурных ценностей общества и развитии индивидуальных качеств личности воспитанников, их самоактуализации.
Специфической характеристикой процесса воспитания является его триединая сущность. Воспитание выступает с одной стороны средством, направленным на становление и развитие личности воспитанника, с другой стороны, воспитание – это процесс, взаимосвязанный с непрерывными изменениями качеств личности, проходящий в течение определенных временных периодов. Кроме того, воспитание является диалектичным процессом. Его итогами должны стать сформированные личностные свойства, в количественном и качественном выражении, носящие позитивный и благоприятный характер, как для самой личности, так и для общества.