Значение изучения окружающего мира младшими школьниками
Внеурочная деятельность – это деятельность детей, организуемая учителем или учениками самостоятельно, основываясь на принципах выбора, самообразования, саморазвития и добровольности, и направленная на социализацию учащихся, развитие их творческих способностей.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного и эмоционального отношения к нему – важнейшие аспекты развития учеников начальной школы в процессе изучения окружающего мира. Современных школьников отличает любознательность и большая информированность, но знания детей обычно не систематичны и раздроблены. Причина – расширение круга непосредственного взаимодействия с предметами.
В середине ХХ века ученики были хорошо знакомы только с теми предметами и явлениями, с которыми непосредственно взаимодействовали в семье, во дворе или школе, тогда как в современном мире ситуация изменилась. Телевизор, кинофильмы, интернет позволяют детям узнавать разнообразные явления и факты, находящиеся далеко от его дома.
Младший школьный возраст – особенный этап в жизни ребенка, это период его интенсивного развития. Ребенок в этом возрасте приступает к изучению знаний науки и культуры, накопленных человечеством за всю его историю.
Составляющими готовности правильно взаимодействовать с окружающей природой являются:
- эмоциональная готовность – дети восприимчивы к миру живой и неживой природы, могут удивляться, восторгаться, выражать эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
- деловая готовность – возможность реализовывать свои знания через разнообразные нестандартные учебные и неучебные ситуации;
- интеллектуальная готовность – некоторый уровень информированности детей о неживой природе, осознание себя в качестве носителя экологической культуры.
Младший школьник, постоянно наблюдая предметы неживой природы, и взаимодействуя с предметами и объектами неживой природы, не только обогащает свой чувственный опыт и развивает навык анализа, установления связей и зависимостей, обобщения наблюдаемого и умение делать выводы. Вместе с этим воспитывается логика мысли, идет развитие логически правильной речи и воображения.
Изучение окружающего мира и неживой природы в начальной школе надо выстраивать в соответствии с психофизиологическими особенностями детей и направляется на достижение следующих целей:
- развить восприятие, которое помогает формировать умение наблюдать;
- развивать воображение, необходимое, чтобы решать творческие задачи;
- развивать мышление, способствующее развитию умения анализировать, обобщать и пр.;
- развивать речь, необходимую для формирования умения характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать и поддерживать учебные диалоги;
- осваивать знания об окружающем мире, единстве природы и социума, их многообразия, о человеке и его месте в обществе и природе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности, чувство красоты природы и экологической культуры;
- формировать потребности участия в поисковой, созидательной деятельности в природе, социуме и охране природы.
Следует обратить внимание на еще один значимый результат, который объясняется процессом изучения окружающей действительности – развитая детская эрудиция. Младшие школьники получают большой объем знаний из разных образовательных областей, включая естествознание, географию, историю, обществознание, анатомию и пр., поэтому можно говорить о формирующем общую культуру и эрудицию ребенка, значении изучения живой и неживой природы.
Младшие школьники при изучении неживой природы в кружковой работе знакомятся с крайне значимыми экологическими связями внутри природы, а знания, которые они получают – это фундамент для воспитания экологически грамотного отношения к окружающей природе. Идет обогащение опыта эмоциональных оценок поведения человека в природной среде, развиваются навыки по уходу за растениями и животными, оказывают им необходимую помощь и в искусственно созданной и в естественной среде их обитания.
Устойчивость эмоциональных впечатлений зависит от разнообразия, яркости и динамичности объектов окружающего мира, а взаимосвязь междуэмоциональными и познавательными способностями – это условие развития эстетических чувств.
Педагогический опыт изучения неживой природы младшими школьниками
Организация изучения окружающего мира в начальных классах ставит перед педагогами задачу построить урок так, чтобы, с одной стороны, дать ответы на все вопросы детей и удовлетворить любопытство учеников, а с другой – обеспечить усвоение детьми необходимых им знаний. Основной целью изучения неживой природы выступает упорядочение опыта младших школьников и демонстрация всеобщей взаимосвязи учащихся и окружающей их действительности. Иными словами, целесообразно анализировать опыт педагогов, касающийся организации изучения окружающего мира младшими школьниками.
Полянская С.Г. в своих педагогических статьях писала об использовании мастерских при ознакомлении младшего школьника с миром неживой природы. Творческие мастерские помогают активизировать знания, умения и навыки учеников, стимулируют потребность детей самореализовываться в качестве творческих личностей и в общественно значимой деятельности. Реализация принципа сотрудничества детей со взрослыми, сочетает коллективное с индивидуальным в педагогическом процессе, а также представляет собой технологию, обеспечивающую рост личности ребенка.
Иными словами, анализируя педагогический опыт организации изучения неживой природы младшими школьниками, можно сделать вывод, что существует множество методов, форм и средств изучения неживой природы в младшем школьном возрасте. Изучение неживой природы может быть организовано и в урочной, и во внеурочной деятельности.