В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.
План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.
Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:
- базисный учебный план
- типовой учебный план
- учебный план общеобразовательной школы
Базисный учебный план
Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.
В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.
Базисный учебный план включает:
- Общую продолжительность обучения и характеристику каждого его этапа.
- Обязательная недельная нагрузка, которая включает в себя почасовое распределение каждого учебного занятия, в соответствии с государственным Стандартом образования.
- Обязательная недельная нагрузка дополнительных и внеурочных занятий с распределением часов на каждый вид занятий.
- Общая часовая нагрузка, в соответствии с государственным Стандартом образования, включающая в себя все виды занятий, а также внеклассную и самостоятельную работу учащихся.
Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.
Базисный учебный план состоит из трех компонентов:
- федеральный
- национально-региональный
- курсы, дисциплины и предметы по выбору
Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.
Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.
Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.
Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.
Выделяют следующие виды типовых учебных планов:
- Индивидуальный учебный план образовательной организации – основан на базисном учебном плане, создается на тот же период.
- Рабочий учебный план образовательной организации – опирается на текущие условий, проходит ежегодное утверждение на Совете учреждения.
Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.
Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.
Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.
Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.
Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.
Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.
В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.
Выделяют следующие типы учебных школьных планов:
- Индивидуальный учебный план общеобразовательной школы – сформирован на основе базисного учебного плана, направлен на демонстрацию индивидуальности данной школы (например, национальные особенности обучения).
- Рабочий учебный план общеобразовательной школы – содержит планирование обучению предметам по часам, а также во внеурочное время и во время самостоятельной работы.
Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.