Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие и методические требования к учебным программам

Понятия учебных программ

Определение

Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине.

Она содержит:

  • список тем изучаемых материалов;
  • указания по количеству времени на каждую отдельную тему;
  • разделение их по годам обучения;
  • время, которое должно отводиться для изучения всего курса.

Существует несколько типов учебных программ:

  • типовые программы;
  • рабочие школьные программы;
  • личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.

Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов.

На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся.

Авторские программы различаются и логикой создания курса, и серьезностью рассматриваемых в них задач, теорий, и характером их изложения автором программы. Чаще всего их используют при подготовке специальных курсов по выбору, обязательных предметов и других учебных дисциплин. Такие программы при наличии отзывов одобряются советом школы.

Учебная программа включает в себя три главных элементов:

  • объяснительная записка, в которой освещены цели и задачи прохождения дисциплины;
  • содержательная часть, содержащая список тем, разделение времени на изучение тем и разделов, список рекомендуемых занятий и способы обучения;
  • методические инструкции о способах реализации программы, которые касаются методов, организационных форм, способов обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, получаемых учениками в процессе изучения определенного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы делятся на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельно взятые части материала создают непрерывное постоянство непосредственно связанных между собой звеньев, которые прорабатывают за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предусматривает возвращение к усвоенным знаниям. Обзор одной и той же проблемы постепенно увеличивается, обогащается новыми знаниями, связями и зависимостями.

В последнее время усиленно обосновывается так называемый спиральный способ выстраивания школьных программ. Отличительным признаком спиральной структуры изложения материала является то, что ученики, не упуская из поля зрения начальную проблему, постепенно увеличивают и усиливают круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Методические требования к учебным программам

Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы.

Понятие и методические требования к учебным программам

Программы отдельных учебных предметов (курсов) должны включать:

  1. пояснительную записку, в которой рассматриваются общие задачи среднего (полного) общего образования учитывая спецификацию учебного предмета;
  2. общее описание учебного предмета (курса);
  3. определение места учебного предмета (курса) в учебном плане;
  4. личные, метапредметные и предметные результаты усвоения определенного учебного предмета (курса);
  5. содержимое учебного предмета (курса);
  6. предполагаемые итоги изучения учебного предмета (курса);
  7. тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности учащихся;
  8. изображение учебно-методического и материально-технического оснащение образовательного процесса.

В программу должны быть включены:

  • задачи духовно-нравственного развития;
  • направленность деятельности по духовно-нравственному формированию и воспитанию учащихся, их социализации, профессиональной нацеленности, здоровьесберегающей деятельности, формирование экологической культуры, которая отражает спецификацию образовательного учреждения. Направленность интересов групп образовательного процесса; содержимое, формы работы и виды занятий с учениками по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся;
  • определение методов и форм профессиональной направленности и организации общественно значимой работы в образовательном учреждении;
  • ведущие направления педагогической поддержки по социокультурной работе учащихся, учитывая качества устоявшегося уклада образовательного учреждения;
  • модель организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;
  • модели организованности деятельности по развитию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • методику и критерии оценивания духовно-нравственного формирования и воспитания обучающихся;
  • критерии и показатели эффективности работы образовательного учреждения по предоставлению воспитания и социализации учащихся;
  • предполагаемые результаты духовно-нравственного формирования, воспитания и социализации учащихся, их профессиональной направленности, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot