Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды образовательных технологий

Классы образовательных технологий

Определение 1

Образовательная технология – новейшее направление в педагогике, характеризуется наличием комплекса методов, средств и приемов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и его результатов.

В настоящее время выделяют четыре класса образовательных технологий:

  1. Традиционные методики (ТМ) – в основе лежит традиционное обучение с классно-урочной формой. Ведущими методами являются эвристические и объяснительно-иллюстративный (беседа и рассказ), основные методы диагностики – устный опрос, письменные контрольные работы. Технология рассчитана на работу со всем классом одновременно. Представлена большим количеством различных видов технологий (здоровьсеберегающая, проектная, игровая и т.д.).
  2. Модульно-блочные технологии (МБТ) – технологии, в основе которых заложен модульный или циклический тип обучения. Ведущими формами обучения выступают беседа или рассказ, а методами эвристический, программированный и объяснительно-иллюстративный. Основными средствами диагностики являются текущие и итоговые письменные работы, зачеты по пройденным темам или разделам.
  3. Цельно-блочные технологии (ЦБТ) – технология, в рамках который каждый учебный период – это блок занятий. Ведущими методами обучения выступают эвристический, программирование, проблемный и объяснительно-иллюстративный, основные формы – лекции, беседы и практикумы. Средствами диагностики являются устные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные зачеты. Основными видами цельно-блочных технологий являются лекционно-семинарские системы разных видов.
  4. Интегральные технологии (ИТ) – технологии, в которых учебные периоды представлены блоками занятий. Ведущими методами обучения выступают эвристический, программирование, проблемный, объяснительно-иллюстративный и модельный, основными формами обучения выступают практикумы, семинары, самостоятельные работы и семинар-практикумы. Используемые средства диагностики – текущие и итоговые устные опросы, письменные контрольные работы и зачеты (тестирование).

Основные виды современных образовательных технологий

В современной образовательной практике существует большое количество технологий, наиболее популярными и эффективными являются следующие.

Информационные технологии – технологии, в основе которых лежат информационные и компьютерно-программные средства переработки и подачи учебной информации.

Данный вид технологий является наиболее актуальным, так как он способствует не просто повышению эффективности образовательного процесса, но и направлен на ознакомление учащихся с новейшими информационными достижениями в области компьютеризации.

Основными средствами и условиями использования информационных технологий в образовательном процессе являются:

  • формирование у учащихся навыков работы с ИКТ;
  • формирование навыков индивидуальной и коллективной работы, принятия решений;
  • овладение опытом работы с ПК, Интернет-ресурсами и т.д.;
  • овладение навыкам решения типовых задач с использование ИКТ.

Адаптированная система обучения (АСО) А.С. Границкой – в основе данной технологии лежит работа учащихся в парах (статических и динамических), с переходом от информативного обучения к развивающему.

«Виды образовательных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными положениями АСО являются:

  • повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках;
  • снижения уровня загруженности учащихся домашней работой за счет оптимизации аудиторных занятий;
  • совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с педагогом и другими учащимися;
  • адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям и возможностям учащихся.

Ведущим видом деятельности в данной технологии является самостоятельная работа учащихся.

Личностно-ориентированные технологии – представлены технологиями, которые имеют гибкие модели организации образовательного процесса, ориентированные на личность учащихся, носят коррекционный и вариативный характер.

Данные технологии предусматривают приоритет «субъект – субъектное обучение». В рамках технологии осуществляется диагностика личностного роста учащегося, используются такие методы обучения, которые способствуют включению в учебные задачи жизненные проблемы и ситуации, способствующие адаптации личности в современном социуме.

Личностно-ориентированные технологии не только учат, но и воспитывают, стимулируют учащегося на всестороннее и полноценное развитие, создают условия для его самодвижения и саморазвития.

Рейтинговые технологии – направлены на повышение качества обучения за счет внедрения рейтинговой (балльной) оценки достижений учащихся.

Образовательный процесс построен по модульному типу. В основу обучения заложен соревновательный момент по освоению модулей и повышению собственного рейтинга. Одной из особенностей данной технологии является то, что во время обучения значительно увеличено число контрольных точек. В том случае, если технология используется в рамках профессионального учебного заведения, то в основу освоение модулей и повышения рейтинга может быть заложено какое-либо право.

Например, при успешном освоении модулей конкретного учебного курса и высокого рейтинга, студент может получить право на повышение стипендии.

Игровые технологии образования – характеризуются наличием игровой модели, реализации сценария какой-либо игры, ролевых позиций и т.д. в процессе обучения.

Используемые в рамках технологии игры могут быть классифицированы в зависимости от подхода:

  • в зависимости от характера моделируемой ситуации;
  • в зависимости от характера игрового процесса;
  • в зависимости от способа передачи и переработке учебной информации.

Игровая технология включает в себя три основных компонента:

  1. организационный
  2. дидактический
  3. квалифицирующий.

Проблемно-развивающая технология – основанная на создании научной проблемной ситуации, при решении которой учащиеся получают новые учебные знания, овладевают умениями и навыками практической деятельности.

Основой данной технологии является вопросно-ответное взаимодействие между педагогом и учащимися. Постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.

В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии. Например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot