Классы образовательных технологий
Образовательная технология – новейшее направление в педагогике, характеризуется наличием комплекса методов, средств и приемов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и его результатов.
В настоящее время выделяют четыре класса образовательных технологий:
- Традиционные методики (ТМ) – в основе лежит традиционное обучение с классно-урочной формой. Ведущими методами являются эвристические и объяснительно-иллюстративный (беседа и рассказ), основные методы диагностики – устный опрос, письменные контрольные работы. Технология рассчитана на работу со всем классом одновременно. Представлена большим количеством различных видов технологий (здоровьсеберегающая, проектная, игровая и т.д.).
- Модульно-блочные технологии (МБТ) – технологии, в основе которых заложен модульный или циклический тип обучения. Ведущими формами обучения выступают беседа или рассказ, а методами эвристический, программированный и объяснительно-иллюстративный. Основными средствами диагностики являются текущие и итоговые письменные работы, зачеты по пройденным темам или разделам.
- Цельно-блочные технологии (ЦБТ) – технология, в рамках который каждый учебный период – это блок занятий. Ведущими методами обучения выступают эвристический, программирование, проблемный и объяснительно-иллюстративный, основные формы – лекции, беседы и практикумы. Средствами диагностики являются устные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные зачеты. Основными видами цельно-блочных технологий являются лекционно-семинарские системы разных видов.
- Интегральные технологии (ИТ) – технологии, в которых учебные периоды представлены блоками занятий. Ведущими методами обучения выступают эвристический, программирование, проблемный, объяснительно-иллюстративный и модельный, основными формами обучения выступают практикумы, семинары, самостоятельные работы и семинар-практикумы. Используемые средства диагностики – текущие и итоговые устные опросы, письменные контрольные работы и зачеты (тестирование).
Основные виды современных образовательных технологий
В современной образовательной практике существует большое количество технологий, наиболее популярными и эффективными являются следующие.
Информационные технологии – технологии, в основе которых лежат информационные и компьютерно-программные средства переработки и подачи учебной информации.
Данный вид технологий является наиболее актуальным, так как он способствует не просто повышению эффективности образовательного процесса, но и направлен на ознакомление учащихся с новейшими информационными достижениями в области компьютеризации.
Основными средствами и условиями использования информационных технологий в образовательном процессе являются:
- формирование у учащихся навыков работы с ИКТ;
- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы, принятия решений;
- овладение опытом работы с ПК, Интернет-ресурсами и т.д.;
- овладение навыкам решения типовых задач с использование ИКТ.
Адаптированная система обучения (АСО) А.С. Границкой – в основе данной технологии лежит работа учащихся в парах (статических и динамических), с переходом от информативного обучения к развивающему.
Основными положениями АСО являются:
- повышение уровня самостоятельной работы учащихся на уроках;
- снижения уровня загруженности учащихся домашней работой за счет оптимизации аудиторных занятий;
- совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с педагогом и другими учащимися;
- адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям и возможностям учащихся.
Ведущим видом деятельности в данной технологии является самостоятельная работа учащихся.
Личностно-ориентированные технологии – представлены технологиями, которые имеют гибкие модели организации образовательного процесса, ориентированные на личность учащихся, носят коррекционный и вариативный характер.
Данные технологии предусматривают приоритет «субъект – субъектное обучение». В рамках технологии осуществляется диагностика личностного роста учащегося, используются такие методы обучения, которые способствуют включению в учебные задачи жизненные проблемы и ситуации, способствующие адаптации личности в современном социуме.
Личностно-ориентированные технологии не только учат, но и воспитывают, стимулируют учащегося на всестороннее и полноценное развитие, создают условия для его самодвижения и саморазвития.
Рейтинговые технологии – направлены на повышение качества обучения за счет внедрения рейтинговой (балльной) оценки достижений учащихся.
Образовательный процесс построен по модульному типу. В основу обучения заложен соревновательный момент по освоению модулей и повышению собственного рейтинга. Одной из особенностей данной технологии является то, что во время обучения значительно увеличено число контрольных точек. В том случае, если технология используется в рамках профессионального учебного заведения, то в основу освоение модулей и повышения рейтинга может быть заложено какое-либо право.
Например, при успешном освоении модулей конкретного учебного курса и высокого рейтинга, студент может получить право на повышение стипендии.
Игровые технологии образования – характеризуются наличием игровой модели, реализации сценария какой-либо игры, ролевых позиций и т.д. в процессе обучения.
Используемые в рамках технологии игры могут быть классифицированы в зависимости от подхода:
- в зависимости от характера моделируемой ситуации;
- в зависимости от характера игрового процесса;
- в зависимости от способа передачи и переработке учебной информации.
Игровая технология включает в себя три основных компонента:
- организационный
- дидактический
- квалифицирующий.
Проблемно-развивающая технология – основанная на создании научной проблемной ситуации, при решении которой учащиеся получают новые учебные знания, овладевают умениями и навыками практической деятельности.
Основой данной технологии является вопросно-ответное взаимодействие между педагогом и учащимися. Постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.
В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии. Например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п.