Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе
Использование компьютерных средств в процессе обучения помогает в реализации принципа наглядности представления информации. Учащиеся могут получить наглядное представление, практически, любого процесса события или объекта. Это улучшает их восприятие учебной программы, развивает память, мыслительные процессы, активизирует работу восприятия и внимания.
Применение ИКТ – технологий актуально на любой стадии реализации учебного процесса. С помощью компьютерных средств и методов можно создать полноценный урок или использовать их на конкретном этапе учебного занятия.
Учебные занятия с применением компьютерных технологий позволяют достичь следующих результатов в обучении:
- Сделать процесс обучения более интересным и насыщенным. Это достигается за счет того, что учебный материал представляется в более яркой и запоминающейся форме. Его легко усвоить и сохранить в памяти.
- Время обучения сокращается. Разнообразные компьютерные средства позволяют представить учебный материал в более сжатые сроки.
- Новизна в учебно-воспитательном процессе повышает мотивацию учащихся к обучению.
- Упрощается процесс систематизации знаний, которые должны быть усвоены.
- Формирование навыков самоконтроля учащихся.
- Организация самостоятельной работы ребенка упрощается.
- Компьютерные технологии способствуют формированию культуры познания и активизируют познавательный потенциал учащихся.
Компьютерные технологии внедряются в образовательную сферу по следующим направлениям:
- Ориентация на повышение качества образования и создание продуктивной образовательной среды.
- Применение ИКТ, в качестве основного инструментария образовательного процесса.
- Применение ПК для целей творческого обучения и раскрытия творческого потенциала учащихся.
- Применение компьютерных технических средств для контроля, коррекции, тестирования, диагностирования.
- Применение ПК для передачи учебной программы, получения педагогического опыта, ознакомления с методической педагогической литературой.
- Создание условий для интенсификации учебного процесса, совершенствования его организации, технической переориентации.
Разновидности компьютерных технологий
Современные компьютерные технологии, применяемые в образовательной системе, представлены следующими разновидностями:
- Электронная учебная литература;
- Электронные лекции;
- ПК программы контролирующей направленности;
- Справочная литература и базы данных учебного назначения;
- Генераторы ситуаций и объектов – программы моделирования;
- Предметно-ориентированные среды;
- Учебно-методические системы обучения;
- Программно-методические продукты;
- Мультимедийные иллюстрации;
- Технологии обработки данных – ориентированы на решение программных задач, по которым имеется входной материал и существуют алгоритмы действия;
- Технологии управления и технологии принятия решений. Они помогают в организации учебного процесса, создании условий для его эффективной реализации.
Программные средства и их применение в образовательном процессе
Программные средства получили наиболее широкое распространение в образовательной деятельности. они представлены разнообразными обучающими программами разной обучающей направленности и целевого назначения.
Обучающая программа – это электронное учебное пособие, ориентированное на самостоятельное изучение учебного материала учащимися с помощью компьютерных электронных средств.
Использование обучающих программ позволяет сделать процесс обучения максимально индивидуализированным, активизируя познавательную активность учащихся и, давая им право выбора содержания и направленности своего обучения.
Компьютерные программы носят именно обучающий характер т.е. их применение подкреплено инструкцией, содержит пояснения, правила выполнения конкретных заданий, образцы деятельности.
Использование обучающей программы ы образовательном процессе способствует:
- Организации обучающей деятельности по уровням ее смены: начиная с распознания учебного материала, его восприятия, воспроизведения и практического применения.
- Организации учебного процесса, индивидуально ориентированного на сильных, средних и слабых учащихся.
- Учету факторов памяти.
- Использованию в качестве вспомогательного средства обучения: при выполнении домашних заданий, самостоятельном исследовании отдельной темы или курса, наглядного пособия для демонстрации какой-то информации на учебном занятии.
Помимо, обучающих программ, в учебном процессе активное применение получили электронные учебники. Они включают в себя дидактический, программный, методический и информационный материал по конкретной дисциплине, дающий возможность самостоятельного обучения.
Электронные учебники могут использоваться, как для самостоятельного обучения, так и в работе педагога. Преимуществами применения электронной учебной литературы являются:
- Скорый поиск информации по тексту;
- Гипертекстовое построение информации. В каждом разделе имеются ссылки на различные части учебного материала. Материал оказывается разделенным на части, удобные для восприятия и усвоения, но соединенные вместе с его взаимосвязанными частями ссылками;
- Возможность моделировать учебную информацию, ориентируясь на индивидуальные интеллектуальные и иные способности учащихся;
- Наличие мультимедийных средств. Электронные учебники оснащены большим набором средств для иллюстрации учебного материала: аудио и видео ресурсы. Это повышает интерес к обучению, а соответственно и познавательную мотивацию;
- Возможность самоконтроля своих знаний учащимся. Учащийся может сам проверить уровень усвоения учебной информации, пройдя компьютерное тестирование. Это позволяет подготовиться к рубежному контролю знаний, используемому в учебных учреждениях.