Дополнительное образование – это отдельная сфера системы образования, осуществляемого вне рамок основных образовательных программ.
Виды учреждений дополнительного образования детей
В настоящее время, в соответствии с ФЗ «Об образовании», выделяют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, отличающиеся специфическими особенностями на количественном и качественном уровне:
- Городские
- Окружные
- Долговременные
- Временные
- Профильные
- Многопрофильные
- Дворец
- Дом творчества
- Детский лагерь
- Школа искусств
- Студия
- Детский парк
Задачами деятельности данных учреждений дополнительного образования являются:
- Осуществление работы по реализации образовательных программ дополнительного образования по определенному виду деятельности или одновременно по нескольким
- Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ
- Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей
- Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства
Каждое образовательное учреждение дополнительного образования создается с учетом конкретных потребностей детей и взрослых. Это и определяет уникальность и индивидуальность каждого учреждения, его отличие по содержанию и структуре.
Программы дополнительного образования детей
Все виды дополнительного образования организуются так же, как и основные виды образования в соответствии с конкретной образовательной программой. Однако необходимо отметить, что данные программы имеют свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей, их творческим потенциалом и интересами.
В соответствии с Законом «Об образовании», программы дополнительного образования детей имеют различные направленности:
- Программы профессионального образования, выходящие за рамки основных образовательных программ
- Авторские программы дополнительного образования, имеющие соответствующую лицензию на использование
- Программы дополнительного образования индивидуальной направленности.
Дополнительное образование, в зависимости от поставленной образовательной цели и реализуемой программы может быть следующих направленностей:
Общее дополнительное образование – направлено на полноценное и всестороннее развитие личности учащихся, повышение их интеллектуального и культурного уровня.
Профессиональное направление дополнительного образования – направлено на осуществление непрерывную профессиональную переподготовку и повышение квалификации студентов (ПТУ, специализированные классы общеобразовательной школы и т.д.), которые уже получили определенное профессиональное образование, с целью развития их творческих и деловых способностей.
Виды дополнительного образования детей
В настоящее время, выделяют несколько видов дополнительного образования детей, в зависимости от осуществляемой ими деятельности в рамках дополнительного образовательного учреждения.
Наиболее часто встречающимися являются виды дополнительного образования, направленные на дополнительное изучение определенных учебных дисциплин, например, дополнительное изучение иностранного языка.
Деятельность, организуемая в рамках дополнительного образования детей, направлена на становление их личности, будущее профессиональное самоопределение. То есть дополнительное образования способствует разностороннему развитию детей.
В настоящее время виды дополнительного образования детей находятся в периоде становления, они постоянно совершенствуются, с целью максимальной направленности на индивидуальные творческие способности детей.
Современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:
- Сеть территориальных факультетов дополнительного образования
- Сеть профессиональных учреждений дополнительного образования
- Ряд авторских программ, разработанных отдельными педагогами
В зависимости от вида деятельности, выделяют следующие творческие объединения дополнительного образования:
- Кружок – наиболее распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основной вид деятельности кружка – активное творчество.
- Студия – объединенный творческий коллектив, имеющий общие задачи и ценности, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой являются коллективные занятия по усвоению определенных умений и навыков.
- Ансамбль – объединение детей в группу исполнителей отдельных художественных произведений, с которыми они совместно выступают как единый творческий исполнительский художественный коллектив. Ансамбль предоставляет возможность групповой и индивидуальной формы обучения.
- Театр – творческое объединение детей, организуемое с целью реализации различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной актуализации.
- Оркестр – объединение детей, имеющих различные творческие таланты, выраженные в игре на разных музыкальных инструментах. Оркестр представляет собой совместное выступление всех его участников, с целью исполнения разнообразных музыкальных произведений.
- Класс – в системе дополнительного образования детей, представляет собой группу учащихся, чаще всего одного возраста, которые занимаются совместно разными видами творческой деятельности под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.
- Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.