Сущность и функции УУД
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, которые открывают возможности ориентации учеников в разнообразных предметных областях, а также в построении самой учебной деятельности, в том числе ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Одна из особенностей УУД – универсальность, проявляющаяся в:
- надпредметном, метапредметном характере;
- обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития индивида;
- обеспечении преемственности каждой степени образовательной деятельности;
- являются основание организации и регуляции любого типа деятельности учащихся, вне зависимости от специально-предметного содержания;
- обеспечении этапов усвоения учебного материала и формировании психологических способностей учащихся.
Основными функциями УУД являются:
- обеспечить возможности ученика к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, поиску и использованию необходимых средств и способов достижения, контролю и оценке процесса и результатов деятельности;
- создать условия для развития личности и ее самореализации на основании готовности непрерывно получать образование, компетентность «научить учиться», а также толерантность поликультурного общества, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, а также сформировать картину мира и компетентности в любой предметной области познания.
Теоретико-методологическое обоснование формирования УУД – это системно-деятельностный культурно-исторический подход, который основывается на работах таких выдающихся педагогов, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я., Давыдов В.В. Данный подход наиболее полно раскрывает ряд основных психологических условий и механизмов процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общей структуры учебной деятельности учеников.
Виды УУД в ученической позиции
В качестве психолого-педагогической платформы формирования УУД можно рассматривать личностное развитие в системе образования. Универсальные учебные действия являются основой образовательного и воспитательного процессов. Качество усвоения знаний определяется через характер и многообразие видов УУД, которые подразделяются на:
- личностные;
- познавательные;
- коммуникативные;
- регулятивные.
Личностными универсальными учебными действиями обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учеников, а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Они в свою очередь подразделяются на три основных вида действий:
- жизненное самоопределение;
- смыслообразование, установление учениками связей цели учебной деятельности с ее мотивами, иными словами это связь результата учения и того, чем побуждается деятельность. Ученик должен задаться вопросом о том, какой смысл имеет учение для себя, а также найти на него ответ;
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, основываясь на социальных и личностных ценностях, которое обеспечивает личностный моральный выбор.
Познавательные УУД состоят из общенаучных действий, логических учебных действий, а также действий по постановке и решению проблемы. Общенаучными универсальными действиями являются:
- самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, а также использование методов информационного поиска, включая компьютерные средства;
- структурирование имеющихся знаний;
- осознанность и произвольность в построении речевых высказываний в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- определение первостепенной и второстепенной информации, свободное ориентирование и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватное оценивание языка СМИ.
К логическим УУД относят:
- анализ и синтез объектов. То есть выделение отдельных признаков и составление целого из отдельных частей;
- выбор основания и признаков для сравнения, классификация объектов;
- выведение следствий из понятия;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек и объектов явлений;
- выдвижение и обоснование гипотез.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют развитию социальной компетентности и учету позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, участников коллективного обсуждения проблем.
Коммуникативными действиями являются:
- планирование учебного сотрудничества с ровесниками и учителями, формулирование цели, определение функций участников и способов их взаимодействия;
- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в процессе поиска и сбора информации;
- разрешение конфликтной ситуации: выявление и идентификация проблемы, с поиском и оценкой альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Важную роль в формировании коммуникативных УУД, как и в формировании личности в целом, играет организация совместной работы учеников внутри группы.
Регулятивными УУД обеспечивается организация учениками собственной учебной деятельности. Его составляющими выступают:
- целеполагание, рассматриваемое в качестве постановки учебной задачи на основании соотнесения уже известного и усвоенного учениками, с тем, чего они еще не знают;
- планирование в качестве определения последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат;
- составление плана и порядка действий;
- прогнозирование результатов и степени усвоения, его временных характеристик.
Овладение учениками УУД происходит в рамках разных учебных предметов. Но при изучении одной группы дисциплин может быть уделено больше внимания процессу формирования одних видов УУД, а при изучении другой – других УУД. В целом, содержание учебного курса необходимо выстраивать таким образом, чтобы одним из планируемых результатов обучения было бы формирование каждого из четырех видов УУД.