Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Успех школьника как фактор эффективного обучения и воспитания

Роль успеха в образовательном процессе

Определение 1

Успех – это ситуации удовлетворения учащихся в образовательном процессе, за счет совершения ими различных достижений, самоутверждения и самореализации.

Успех, по сути, является эмоцией, чувством, которое испытывает личность в процессе реализации ею различных видов деятельности и получения в ее ходе значимых результатов.

В ходе переживания ситуаций успеха происходит эмоциональный всплеск. Именно он и определяет значение успеха в развитии личности. Ситуации успеха создаются в образовательном процессе, давая школьникам всплеск положительных эмоций, чувство самоудовлетворения, повышая уровень их самооценки, что стимулирует развитие личности детей и активизирует их познавательную деятельность.

Эмоциональный всплеск у школьников, происходящий в ходе ситуации успеха, позволяет:

  1. Развить инициативность учащихся.
  2. Повысить познавательную активность учащихся.
  3. Повысить мотивацию обучения.
  4. Развить работоспособность учащихся.
  5. Снизить напряжение, вызванное перегрузками в учении.
  6. Повысить самооценку личности учащегося и сформировать навыки адекватного оценивания собственных успехов и неудач.
  7. Создать в коллективе учащихся благоприятную эмоциональную атмосферу, которая, в свою очередь, стимулирует их познавательную активность и творческую направленность деятельности.

Таким образом, успех школьника выступает основой его развития и продуктивности образовательной деятельности. Только ситуации успеха позволяют повысить качество образования и достичь его целевого назначения в полной мере.

Успех в учебном процессе выступает значимым источником сил школьника, активизации его внутреннего потенциала, ресурсов.

Факторы, определяющие успех школьников в учебно-воспитательном процессе

Успех школьников в образовательной деятельности зависит от ряда факторов. Они связаны как с внутренними параметрами развития личности учащегося, его потенциалом, так и с внешними факторами, оказывающими воздействие на его обучение и воспитание. К ним относятся:

«Успех школьника как фактор эффективного обучения и воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Мотивация к учению. Она определяет желание и потребность учащегося в получении знаний и навыков деятельности, усвоении норм поведения в рамках учебного заведения и их соблюдение, побуждает к проявлению инициативы в познании и активизируют познавательную работу учащегося. Мотивация – решающий фактор успешного обучения.
  2. Квалификация педагогов. Сюда входит уровень профессионального развития педагогов школы, их квалификация, мастерство, творческий подход к реализации своих профессиональных функций и умения создавать в учебном процессе ситуации успеха.
  3. Уровень образовательной культуры родителей учащегося. Он определяет культуру воспитательной деятельности родителей, культуру общения в семье и уровень интеллектуального развития родителей, которые дают учащемуся примеры поведения, примеры успешности жизнедеятельности, примеры поведения в разных социальных ситуациях.
  4. Самооценка учащегося. Она имеет важное значение, поскольку, позволяет выработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих потенциальных возможностей, отрицательных сторон личности. Иными словами, если самооценка учащегося находится на нормальном уровне т.е. не является не завышенной, не заниженной, то он адекватно оценивает свои силы в учении, знает свои пробелы в знаниях и свои отрицательные качества, которые ему мешают в учебной деятельности и социальном взаимодействии. Формирование самооценки учащегося требует не только наличия определенных достижений, но и мнения окружающих о них. Потому, родителям и педагогам необходимо обращать внимание на оценку деятельности школьников, правильно высказывать свое мнение. Нужны адекватная критика и адекватная похвала.
  5. Наличие пробелов в интеллектуальном развитии. Они могут быть обусловлены разными причинами. Если учащийся отстает от школьной программы, то ее дальнейшее усвоение будет сопряжено с проблемами и догнать остальных учащихся потребует приложения больших физических и интеллектуальных сил, что приведет к перегрузкам и отрицательно скажется на познавательной активности и познавательном развитии.
  6. Психологическая готовность к школьному обучению. Она формируется на этапе дошкольного образования и позволяет сформировать у ребенка мотивацию к учебной деятельности, обеспечить интеллектуальное развитие ребенка, отвечающее требованиям начальной школы и реализовать его социальную готовность к погружению в новую среду.

Типы ситуаций успеха

Для реализации успешного обучения школьника требуется создание на уроках ситуаций успехов. Они реализуются педагогом и представляют собой специально организованные, заранее подготовленные условия образовательной работы, позволяющие учащимся достичь значительных результатов в своей познавательной, творческой и иных видах деятельности.

По сути, ситуация успеха является подготовленной стратегией педагога или тактикой его деятельности, ориентированной на возбуждение интереса к познанию и развитию.

На уроках в школе создаются следующие ситуации успеха:

  1. Неожиданная радость. Такие ситуации позволяют достичь учащимися большего, чем они сами от себя ожидали, т.е. им удается превзойти самих себя за счет подготовленной деятельности педагога.
  2. Успех общения. Такая ситуация связана с радостью, которую вызывает у учащихся общение в взаимодействие с одноклассниками, реализуемое в ходе решения учебных задач. Учащийся испытывает эмоциональный всплеск от общения с коллективом учащихся, от созданной атмосферы взаимодействия в коллективе, что стимулирует посещение им школы и развивает желание проявить себя в ходе учебной деятельности.
  3. Коллективная радость. Эти ситуации отражают одобрение коллективом успехов и достижений отдельного учащегося. Это удовлетворяет ребенка и стимулирует его познавательную активность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot