Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Урок как форма организации школьного обучения

Подготовка к современному уроку

Определение 1

Урок – это основной тип организации школьного обучения, предполагающий, что учитель на протяжении установленного времени занимается руководством учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся, то есть классом, учитывая особенности каждого из них, с использованием средств и методов обучения, создавая благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков, а также личностного развития каждого ученика.

Современный урок – это урок, который характеризуется рядом признаков, прописанных в документах ФГОС:

  • главная цель урока – развить каждую детскую личность в процессе обучения и воспитания;
  • реализация на уроке личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • реализация деятельностного подхода к обучению на уроке;
  • динамичность и вариативность в организации урока;
  • использование на уроке современных педагогических технологий.

Подготовка современного урока включает несколько этапов:

  1. Постановка цели и задач урока. По ФГОС цель урока – достичь личностные (принятие новых ценностей или нравственных норм), метапредметные (освоить способы деятельности, навыки самоорганизации), предметные (приобрести знания и умения по предмету) результаты образования.
  2. Задачами урока выступают определенные шаги, помогающие достижению цели, то есть, это то, что нужно сделать, чтобы достичь результата.
  3. В современном уроке должно быть отражено владение педагогом классической технологией построения урока на фоне активного применения собственных творческих наработок.
  4. Технологический процесс подготовки современного урока основывается на известных любому учителю этапах урока. Но на сегодняшний день учителю на каждом этапе уроке необходимо критически оценивать выбор форм и методов работы, содержания урока, способов организации деятельности учеников, так как главной особенностью является изменение характера деятельности учителя и учеников в процессе урока. Учитель лишь руководит деятельностью учеников, а знания ученики добывают самостоятельно.
  5. Готовясь к уроку, учителю необходимо четко планировать свою деятельность, а также деятельность учеников, а вместо традиционного плана урока ему нужно составить технологическую карту. В технологической карте обязательно должна содержаться следующая информация: этапы урока, деятельность учителя, деятельность учеников и УУД.
  6. Готовясь к каждому уроку, учитель должен придумать что-то, что удивит учащихся, то есть то, что останется в их памяти.
  7. Обязательно должен быть определен способ оценивания результатов урока, рефлексия учениками хода урока и результатов собственной деятельности.
  8. Разработка домашнего задания, ориентированного на создание учениками образовательного продукта, а не просто на заучивание параграфа учебника. Домашнее задание должно быть комплексным, по выбору и выходящим на разные уровни выполнения и представления результатов.
«Урок как форма организации школьного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Планирование урока

Технологическая сторона планирования современного урока по-прежнему основывается на основных этапах урока:

  • постановка цели и задач;
  • подбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приемов обучения;
  • определение форм организации деятельности детей;
  • подбор материалов для домашней работы учеников;
  • определение способов контроля;
  • определение места и времени в структуре урока, отведенного для оценки деятельности учеников;
  • составление вопросов для подведения итога урока.

Но на сегодняшний день учителю на каждом из этапов необходимо критически относиться к подбору методов работы, а также способов организации деятельности детей, так как главной особенностью является изменение характера деятельности учителя и учеников на уроке. Иными словами, изменения в процессе проектирования урока представлены четким планированием со стороны учителя, содержания педагогического взаимодействия, то есть подробным описанием деятельности как своей, так и учащихся. При этом деятельность учеников представлена тремя аспектами: познавательным, коммуникативным и регулятивным.

Неотъемлемая часть ядра ФГОС – это УУД (универсальные учебные действия).

Замечание 1

УУД – это общеучебные явления, общие способы деятельности, надпредметные действия и пр.

ФГОС предусматривает специальную программу формирования универсальных учебных действий. Так, выделяют четыре типа УУД:

  • личностные;
  • познавательные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные.

С позиции ФГОС алгоритм проектирования урока выглядит следующим образом.

Первый шаг:

  • тема урока – четкая формулировка;
  • определение места темы в учебном курсе;
  • выделить основные понятия, на которых будет выстроен каждый конкретный урок;
  • выделение того объема учебного материала, который будет использоваться позже, то есть посмотреть на урок с позиции перспективной деятельности.

Второй шаг:

Формулирование и определение четкой целевой установки урока, то есть определение того, зачем этот урок вообще нужен.

По ФГОС цель урока – это достижение личностных, предметных результатов образовательной деятельности.

Задачами урока являются некоторые мелкие шаги по направлению к достижению цели, то есть, какие действия необходимо предпринять, чтобы достичь результата.

Третий шаг:

  1. Планирование учебного материала

  2. Подбор учебных заданий, цель которых:

    • узнать новый материал;
    • воспроизвести его;
    • применить знания в новой учебной ситуации;
    • применить знания в незнакомой ситуации;
    • творчески подходить к знаниям.
  3. Упорядочивание учебного задания, соответствующего принципу «от простого к сложному».

  4. Составление трех наборов заданий:

    • задания, которые подводят ученика к воспроизведению материала;
    • задания, которые способствуют осмыслению материала учениками;
    • задания, которые способствуют закреплению материала учениками.

Четвертый шаг:

Выяснить, какие умения в данный момент требуют приложения больших усилий со стороны учащихся, для этого следует представлять, какие УУД должны формироваться на каждом из этапов урока. Если деятельность учащихся организована правильно, то на этапе объявления темы урока формируются познавательные УУД, общенаучные, коммуникативные; при сообщении целей и задач – регулятивные, коммуникативные и УУД целеполагания и пр.

Пятый шаг:

Продумывание «изюминки» урока. В каждом уроке должно быть нечто, вызывающее удивление, изумление и восторг у учеников.

Шестой шаг:

Разработка структуры урока. Например, для урока представления нового материала, можно разработать следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный.

Седьмой шаг:

Определение способа оценки результатов урока и рефлексии учениками хода урока, а также результатов собственной деятельности.

Для контроля над деятельностью учеников на уроке, следует подумать о том:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как и для чего использовать результаты проведенного контроля.

Рефлексия деятельности для учеников может содержать следующие вопросы: «Что мы делали на уроке? Зачем мы это делали? Какой получили результат? Что нового вы узнали на уроке? Благодаря чему это произошло? Какие вопросы по теме у вас возникли?».

Восьмой шаг:

Разработка домашнего задания, ориентированного на создание учениками образовательных продуктов, которые объективируют их личностные приращения в качестве результата урока. Домашнее задание должно быть комплексным, должно давать возможность ученикам по собственному выбору переходить на разные уровни выполнения задания и представлять результаты.

Девятый шаг:

Подготовка оборудования для урока. Составление списка необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и пр. Оформление классной доски.

Изложенное выше выявляет противоречия:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot