Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классно-урочная система обучения

Основы классно-урочной системы

Определение

Классно-урочная система обучения – это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом с целью проведения занятий, а основной формой обучения считается полноценный урок.

Дидактически хороший урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание работы учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

В единой схеме организации классно-урочной системы различаются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикальное соединение означает, что классы надстраиваются один над другим и отображают содержательно-временные ступеньки в обучении, именуемые порядковыми числительными. Горизонтальное соединение подразумевает размещение классов, работающих по одинаковым учебным программам, их именуют «параллельными» и традиционно классифицируют буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Классно-урочная система является общепризнанной и действует во многих странах. Это объясняется рядом имеющихся у нее веских дидактических, педагогических, психологических и социологических преимуществ в сравнении с иными формами. Ясность организации учебно-воспитательной работы, познание учителем учащихся и ими друг друга, воспитательное влияние классного коллектива, условная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, финансовая выгодность - это все плюсы классно-урочной системы преподавания. В условиях русской школы и школ иных социалистических государств она обеспечивает продуктивную познавательную работу учащихся в узкой взаимосвязи с их воспитанием и развитием.

Классно-урочная система обучения

Положительные аспекты классно-урочной системы в солидной степени отражены в уроке как главной форме организации учебного процесса. В современных педагогических кругах бытует мнение, что данная форма уже устарела, не является эффективной и необходимо от нее отказываться. Однако в противовес этому приверженцы традиционной классно-урочной системы заявляют, что полностью отказываться от урока не стоит, необходимо лишь его совершенствовать. Это должно проявлять не только в повышении качества преподавания, но и в оптимальном сочетании урока с другими формами - лекциями, семинарами, экскурсиями, занятиями в учебных мастерских, практикумами, консультациями, экзаменами, а также разнообразными формами внеклассной работы. В рамках этого может быть организована коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. Данное комплексное использование разнородных организационных форм обеспечивает увеличение высококачественных характеристик процесса обучения в целом.

Следует отметить, что классно-урочная система считается весьма экономной, потому что один педагог работает одновременно с большой группой детей, организуя при этом основы взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности в обучении. Совместно с тем данная форма организации не лишена и недостатков, снижающих ее эффективность. Основной минус системы - ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности воплощения индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Развитие классно-урочной системы

Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский, который представлял ее не только как педагогически эффективную систему, но и как одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В XVII веке классно-урочная система получила общее признание и в XIX веке стала базой организации школьного обучения почти во всех государствах. В российских школах она начала повсеместно применяться в конце XVIII века и также впоследствии стала основополагающей в обучении.

В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце XIX – начале XX веков, когда многие государства ввели законы об обязательном образовании, выявился ряд сложных и актуальных вопросов, таких как классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и других.

Уже в начале XX века были предприняты попытки решить данные вопросы при помощи распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к дифференциации классов на «сильные», «средние» и «слабые». В соответствии с этим стали различаться и учебные программы, сроки изучения материала, методы преподавания. Однако возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы практически исключалась. Набор учащихся в такие классы проводился согласно с показаниями тестовых заданий.

Данный опыт выявил ряд недостатков, заключавшихся в том, что уже заранее предполагались конкретные превосходства одних учеников над другими, в первую очередь в умственном отношении. Фактически же дифференциация классов на практике оказалась затруднительной по нескольким причинам, главной из которых считается отсутствие научно обоснованных приемов справедливой оценки способностей учащихся и неминуемое несоблюдение однородности состава класса из-за неравномерности развития детей и их различий в интересах, склонностях.

Работать в таких классах, конечно, труднее, но опыт лучших школ и учителей говорит, что данные проблемы преодолимы. Развитие интересов и возможностей каждого учащегося, формирование творческой особенности поддерживается сочетанием достаточно гибких и разнородных видов преподавания на уроках с факультативными занятиями и разными формами внеклассной и внешкольной работы.

Современные учителя-практики, теоретики, педагоги-новаторы и психологи постепенно вносят собственный вклад в совершенствование классно-урочной системы обучения. Она существует уже около 450 лет, за это время была неоднократно проверена на практике и сегодня считается главной формой обучения в школах почти всех стран.

Отличительные особенности

Классно-урочная система характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают ее среди других форм организации учебного процесса. Они проявляются в следующем:

  • неизменный состав учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовленности, который рассматривается как единый класс;
  • каждый класс действует согласно с собственным определенным годовым проектом;
  • учебный процесс осуществляется в форме отдельных взаимосвязанных и последовательных частей - уроков;
  • каждый урок посвящается лишь одному предмету;
  • систематическое чередование уроков, которое находит четкое отражение в школьном расписании;
  • руководящая роль учителя на всех этапах обучения;
  • использование всевозможных видов и форм познавательной работы учащихся.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot