Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам

Понятие и виды учебных программ

В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.

Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.

Определение 1

Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.

Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.

Рабочая программа является нормативным документом, который определяет объем, порядок и содержание учебной дисциплины, а также порядок ее преподавания в соответствии с примерной программой по данному предмету.

Замечание 1

Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.

Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.

Методические требования к составлению учебной программы

«Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:

  • хорошо знать основное содержание учебного курса, фундаментальные знания по предмету, вне зависимости от того по какому учебнику он работает;
  • знать требования, предъявляемые к результатам усвоение общеобразовательной программы по данной дисциплине;
  • знать результаты, которые планируется получить по итогам изучения курса;
  • владеть знаниями по программе формирования у учащихся универсальных учебных действий;
  • владеть знаниями по программе воспитания и социализации учащихся.

Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.

Замечание 2

Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.

Методические требования к программе:

  1. Соответствие признакам нормативного документа.
  2. Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
  3. Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
  4. Целостность и системность содержания образования.
  5. Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
  6. Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
  7. Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.

Составление учебной программы требует учета:

  • требований ФГОС;
  • соответствия примерным программам;
  • соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
  • соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
  • особенностей психологического и физического развития учащихся;
  • целей и задач образовательной программы школы;
  • материальных, технических и методических возможностей школы.

Структура учебной программы

Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.

Структура учебной программы включает в себя:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительную записку
  3. Общую характеристику учебной дисциплины
  4. Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
  5. Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
  6. Содержание учебной дисциплины
  7. Тематический план всего курса
  8. Ожидаемые результаты
  9. Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.

Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.

Замечание 3

Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.

Дата последнего обновления статьи: 18.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot