Понятие и виды учебных программ
В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.
Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.
Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.
Рабочая программа является нормативным документом, который определяет объем, порядок и содержание учебной дисциплины, а также порядок ее преподавания в соответствии с примерной программой по данному предмету.
Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.
Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.
Методические требования к составлению учебной программы
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:
- хорошо знать основное содержание учебного курса, фундаментальные знания по предмету, вне зависимости от того по какому учебнику он работает;
- знать требования, предъявляемые к результатам усвоение общеобразовательной программы по данной дисциплине;
- знать результаты, которые планируется получить по итогам изучения курса;
- владеть знаниями по программе формирования у учащихся универсальных учебных действий;
- владеть знаниями по программе воспитания и социализации учащихся.
Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.
Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.
Методические требования к программе:
- Соответствие признакам нормативного документа.
- Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
- Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
- Целостность и системность содержания образования.
- Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
- Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
- Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.
Составление учебной программы требует учета:
- требований ФГОС;
- соответствия примерным программам;
- соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
- соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
- особенностей психологического и физического развития учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- материальных, технических и методических возможностей школы.
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Структура учебной программы включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Общую характеристику учебной дисциплины
- Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
- Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
- Содержание учебной дисциплины
- Тематический план всего курса
- Ожидаемые результаты
- Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.
Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.