Учебно-воспитательная практика – это прохождение практического обучения студентами педагогических специальностей на конкретном этапе образования, ориентированного на их включение в реальную образовательную среду и формирование практических навыков педагогической деятельности в реальных условиях.
Учебная практика реализуется по индивидуальному плану и ориентирована на ознакомление студента с особенностями будущей профессии и формирование навыков профессиональной работы.
Содержание учебной практики в ДОУ
Несмотря на то, что учебно-воспитательная практика в ДОУ реализуется по индивидуальному плану, ее содержание, как правило, включает в себя следующие стандартные блоки:
- Ознакомление практиканта с ДОУ. На данном этапе происходит формирование у студента общего представления о работе ДОУ: изучается структура, кадровый состав, группы воспитанников, общеобразовательная программа, условия деятельности и т.д.
- Ознакомление с документацией ДОУ. На данном этапе осуществляется изучение Устава ДОУ и его положений, норм работы, инструктажа по охране здоровья воспитанников, технике безопасности, правил внутреннего распорядка, форм документации – распоряжений заведующего ДОУ, его указов, приказов, форм отчетности, форм планирования и др.
- Ознакомление с техническим обеспечением ДОУ. На данном этапе изучаются материальные ресурсы, оборудование, используемое в работе, особенности его функционирования. Также, здесь исследуется предметно-развивающая среда ДОУ, отельных групп, условия питания и информационное обеспечение деятельности.
- Изучение нормативных основ деятельности. На данном этапе происходит знакомство с правовыми аспектами деятельности ДОУ.
- Ознакомление с основной образовательной программой. На данном этапе изучается план работы ДОУ на предстоящий год и перспективу (при наличии), рабочие планы воспитателей и календарно-тематическое планирование своего руководителя.
- Ознакомление с работой других специалистов ДОУ. На данном этапе изучаются общие направления работы логопеда, психолога, музыкального работника, педагога по физкультуре (при наличии).
- Ознакомление с организацией работы по предоставлению ДОУ дополнительных образовательных услуг. В ДОУ могут функционировать различные кружки. На данном этапе изучается их работа и ее особенности.
- Ознакомление с методической службой ДОУ. На данном этапе посещается методический кабинет, ведутся наблюдения за работой методиста, изучается документация.
- Знакомство с конкретной группой дошкольников (предусмотренной индивидуальным планом практики). На данном этапе вдесь ведутся наблюдения за работой воспитателя, изучаются ее особенности.
- Реализация практической учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в той же группе воспитанников и реализуется на основании предварительно составленного плана.
- Построение взаимодействия с родителями. Студент пробует организовать взаимодействие с родителями воспитанников, путем оформления информационного стенда, организации родительского собрания, проведения бесед и консультаций индивидуального характера.
- Организация взаимодействия с педагогическим коллективом ДОУ.
- Подведение итогов практики. Проводится оценка и мониторинг собственной работы и составляется отчет о ней. Также, выполняется индивидуальное практическое задание.
Изучение особенностей работы воспитателя в ходе учебно-воспитательной практики
Учебно-воспитательная практика в ДОУ, прежде всего, направлена на ознакомление будущего педагога с основами работы. Потому, наблюдению за работой воспитателей ДОУ, исследованию особенностей этой работы уделяется особое внимание. Особенности работы воспитателя ДОУ изучаются студентами-практикантами по следующим направлениям:
- Приход воспитателя на работу. Ведется наблюдение за его деятельностью по подготовке помещения к приходу детей и началом работы;
- Прием детей. Наблюдается встреча педагогом детей – его действия, слова, особенности взаимодействия с родителями, подход к каждому воспитаннику;
- Подготовка к завтраку. Наблюдается работа по проведению утренней гимнастики, организации игровых действий, проведению гигиенических процедур;
- Организация занятий. Работа каждого воспитателя характеризуется специфичностью, потому, подлежит тщательному исследованию практикантом и последующим анализом. В этом случае следует уделить внимание наблюдению за организацией рабочего пространства, используемым методам мотивации детей к деятельности и методам ее непосредственной реализации;
- Организация прогулки. Изучается подготовка к ней и организация деятельности воспитанников в течение всей прогулки;
- Организация сна. Рассматривается подготовка ко сну и укладывание детей. В данном случае изучаются подходы воспитателя к каждому воспитаннику, к тем детям, которые не засыпают самостоятельно, методы и средства работы в данном направлении;
- Организация самостоятельной деятельности воспитанников. Педагог, как правило, проводит беседу о вариантах деятельности детей в течение конкретного временного промежутка, помогает в ее организации и наблюдает за процессом. Здесь, студенту важно обратить внимание на манеру общения педагога с детьми и оказание им помощи в выборе деятельности. Игра является приоритетной формой деятельности дошкольников. Педагоги стараются придать ей познавательную направленность и творческий характер, чтобы активизировать познавательную сферу ребенка.
Пронаблюдав за особенностями работы педагога, студент составляет свой план практической деятельности и реализует его на практике, т.е. пробует себя в качестве педагога.
Также, при наблюдении за работой педагога, студенту необходимо обратить внимание на работу его помощника и организацию между ними продуктивного взаимодействия.
Помимо того, при наблюдении за работой педагога ДОУ, студенту требуется провести анализ его деятельности по разным аспектам: познавательная деятельность, творческая, художественная деятельность, коммуникативное развитие воспитанников, формирование нравственных ориентиров и общего культурного развития. Это поможет сформировать общее представление о работе педагога и представления о подходах, которые могут быть использованы в работе.