Сущность учебной деятельности
Учебная деятельность – это разновидность практической педагогической деятельности, ориентированная на освоение системы знаний и формирование навыков, развитие собственных способностей и социальное развитие индивида.
В ходе учебной деятельности происходит овладение учащимся системой знаний и социальными нормами поведения, а также формируются основы самопознания, саморазвития, самоопределения, самореализации.
Учебная деятельность, как и любой иной вид деятельности, организуется на основании следующих компонентов:
- Мотив учебной деятельности - обучение начинается с мотивации.
- Замысел учебной деятельности. Чтобы реализовать учебную деятельность, необходимо составить ее план, включающий целевое назначение, содержание, методы и формы реализации деятельности, прогнозы реализации.
- Учебная программа. Чтобы реализовать, исполнить учебную деятельность, необходимо составить ее программу, включающую учебные задачи и упражнения, направления работы учащихся.
- Контроль учебной деятельности. Он ориентирован на оценку ее результатов, анализ работы и развитие навыков самоконтроля. Педагог оценивает учебную деятельность, выполненные учебные действия учащимся, а он, в свою очередь, учится адекватно оценивать собственные учебные достижения и вырабатывает основы самоконтроля своей учебной деятельности.
В основе учебной деятельности лежит учебная задача. Она является целью учебной деятельности и ориентирована на достижение конкретного результата обучения, на достижения которого и направляются совместные действия педагога и учащегося.
Сущность учебной деятельности заключается в том, что в ее ходе происходит саморазвитие и самоизменение личности учащегося. В ходе этой деятельности происходит не изменение учащимся окружающей среды, а осуществляется изменение собственной личности, наделение ее новыми знаниями и навыками деятельности, которые помогают ему стать созидателем социальной сферы.
В процессе учебной деятельности осуществляется формирование теоретического мышления учащегося и формируются его познавательные навыки. Учащиеся учатся анализировать информацию, обобщать ее, у них формируются навыки абстракции, рефлексии, планирования и прогнозирования своей деятельности.
Особенностью учебной деятельности является то, что в завершении ее учащийся овладевает обобщенными способами деятельности в познавательной сфере.
Учебная деятельность является местом пребывания и развития учащихся, а не педагога. Педагог является передатчиком, носителем знаний. Он передает их учащимся. Они осваивают систему знаний и культурного устройства общества. Учитель помогает сделать процесс обучения понятным и доступным для учащихся, выбирая оптимальные для этого методы и средства обучения. Педагог руководит образовательным процессом и помогает учащимся в познании и самопознании, развитии и саморазвитии.
Следует отметить, что учебная деятельность является специфическим видом обучения, в котором ученик производит изменение своей личности, своего поведения, своей познавательной деятельности и сферы, изменяет свои чувства, характер поведения, волевые качества и способности. Все это ориентировано на решение учебной задачи, которая помогает учащемуся развить новые представления об устройстве окружающего мира и собственном «Я».
Структура учебной деятельности
Структура учебной деятельности обладает следующей схемой логического построения:
- Понимание учащимся требований к выполнению того или иного учебного действия. Учащийся должен быть осведомлен о целях и задач образования, условиях и формах его реализации.
- Согласие учащегося на учебную деятельность. Предполагается, что учащийся мотивирован к совершению различных учебных действий и выполнению учебных задач.
- Самоопределение учащегося к выполнению пробного учебного действия.
- Осуществление учебной деятельности т.е. пробные действия по выполнению учебных заданий.
- Фиксация затруднений, возникающих в ходе обучения. Необходимо обратить внимание на затруднения, выявить их причины и выработать методы устранения, возникших затруднений.
- Реализация обучения по собственной программе, основанной на разработанных методах устранения проблем и затруднений.
- Тренировка учебной деятельности по разработанной программе.
- Проведение контрольных процедур и внесение поправок в программу.
Данная логика учебной деятельности отражает ее реализацию в два основных этапа:
- Выявление того, что необходимо узнать, чему научиться. Этот шаг отражает процесс приобщения учащегося к учебной деятельности. когда он приступает к обучению, то должен познать его устройство и структуру, механизм функционирования данного процесса, особенности реализации, а также требования учебной деятельности к нему. Далее реализуется мотивация к учебной деятельности, т.е. формируется побуждение к выполнению учебной задачи и выражается согласие с требованиями. Данный этап учебной деятельности и составляет основу всего учебного процесса. Рассмотренное логическое построение учебной деятельности реализуется на данном этапе. Учащийся пробует совершать учебные действия, сталкивается с затруднениями и разрабатывает пути их преодоления.
- Освоение образовательной программы, т.е. учащийся сам находит знания, приобретает навыки, осваивает новые способы деятельности.
Таким образом, учебная деятельность ориентирована на развитие навыков учения, т.е. учащийся осваивают искусство развития умения учиться. Уметь учиться значит желать совершать все этапы учебной деятельности и выполнять все учебные задачи. Только последовательное выполнение всех учебных задач может привести к положительным итогам обучения.
Два этапа учебной деятельности определяют формирование ее устройства в виде образовательных программ, целей и задач, направлений деятельности педагога и учащегося, аналитической и контрольной работы, подведения итогов реализации учебного процесса.