Особенности написания творческой работы по педагогике
Творческая работа является способом контроля достижений студентов педагогических специальностей, а также профессионализма и мастерства педагогов.
Основными признаками творческой работы по педагогике являются:
- В основе работы заложена проблема, противоречие;
- Творческая работа ориентирована на принесение обществу пользы, т.е. решение проблемной ситуации ведет к созданию новых продуктов, разработке способов деятельности и совершению открытий;
- Социальный характер деятельности. Творчество неразрывно связано с социально полезной деятельностью. Асоциальная деятельность противостоит творчеству;
- Творчество имеет предпосылки своего развития, которые носят объективный и обусловленный характер, а также имеются субъективные предпосылки развития творчества – способности личности, ее творческий потенциал и наличие условий для его раскрытия, а также стремление к написанию творческой работы;
- Новаторство работы. Творческая работа связана с новшеством, т.е. разработкой новых идей, продуктов. Она формирует новые педагогические теории и концептуальные основы педагогической деятельности;
- Нестандартность педагогического исследования. Творческая работа основывается на оригинальности педагогической мысли.
Творческая работа имеет свои особенности написания, обусловленные ее спецификой. Они связаны с:
- эмоциональным напряжением, возникающим в ходе написания данной работы.
- саморазвитием личности будущего или настоящего педагога. Творческая работа способствует активизации самостоятельной деятельности, самостоятельного познания. Это ведет к развитию личности студента и педагога.
- получением навыков экспериментальной деятельности в ходе написания творческой работы. Студенты получают навыки ведения познавательного исследования, что повышает их познавательную мотивацию. Учащийся, будущий педагог самоактуализируется, что приводит к переводу его личности на новый уровень развития. Это способствует раскрытию творческого потенциала будущего педагога и активизации его творческой индивидуальности, а также ее углублению.
Этапы написания творческой работы по педагогике
Творческая работа по педагогике создается в четыре этапа:
Определение вида творческой работы. Делается выбор вида и типа работы: эссе, докторская работа, курсовая и др.
Выбор темы педагогического исследования. Поскольку, творческая работа является по сути педагогическим исследованием, то первоначально требуется выбрать направление исследования и сформулировать его тему. Происходит выявление актуальной педагогической проблемы, осуществляется сбор информации по ней и оцениваются возможности раскрытия сущности данной проблемы и ее решения. Тема согласуется с педагогом/руководителем. Он помогает в ее правильной формулировке и помогает выбрать верное направление исследования.
Составление плана творческой работы. План деятельности начинается с определения ее целевого назначения. План творческой работы состоит из следующих компонентов:
- Введение. Оно отражает цель и задачи исследования, его актуальность и значимость;
- Основная часть работы. Здесь определяются источники информации, которые будут использованы в работе, методы исследования, его ход;
- Заключительная часть. Она связана с подведением итогов исследования и формулированием выводов. В плане определяются способы подведения итогов, аналитические действия;
- Критерии оценки итогов работы. Творческая работа должна быть оценена ее автором. Для этого, формулируются критерии оценки т.е. показатели результативности педагогического исследования.
Написание работы. На данном этапе происходит написание работы по разделам, утвержденным в плане.
Сопровождение при написании творческой работы по педагогике
Написание творческой работы по педагогике сопровождается педагогом. Он контролирует данный процесс и помогает студенту.
Сопровождение написания творческой работы по педагогике предполагает оценку деятельности авторов по следующим параметрам:
- Актуальность темы творческой работы;
- Соответствие содержания работы плану;
- Наличие определенного жанра творческой деятельности, прослеживаемого в работе;
- Оригинальность предметного материала;
- Проработанность содержания работы;
- Правильность оформления работы: соблюдение всех норм, логичность изложения материала, соблюдение последовательности информации всех частей работы;
- Убедительность рассуждений;
- Четкость и ясность изложения информации;
- Нестандартность представления проблемы;
- Наглядность исследования: таблицы, графики, схемы;
- Аналитические способности автора: оценка им собственной работы и ее результатов.
Сопровождение творческой работы связано с оказанием помощи автору в ее написании, с сохранением своего оригинального подхода к исследованию, взгляда на педагогическую проблему. Педагог помогает осознать автору работы, в чем заключается новизна исследования, что лежит в его основе и для чего оно необходимо.
Кроме того, сопровождение связано с оказанием помощи в подборе материалов для исследования, источников информации, их отборе, постановке задач исследования, выборе методов его реализации и выполнении работы в соответствии с планом.
Кроме того, сопровождение ориентировано на соблюдение норм изложения материала, логики его изложения и достижение конкретного результата исследования, а также презентацию своей работы. Успех творческой работы, во многом, зависит от качества ее представления. Работа может соответствовать всем критериям, быть тщательно проработанной, оригинальной и целеориентированной, но если ее представление будет неярким, то она не произведет должного эффекта на аудиторию.