Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные идеи и представители педагогики сотрудничества

Идеи И. П. Иванова как основа развития педагогики сотрудничества

Определение 1

Педагогика сотрудничества – это одно из направлений педагогической науки, разрабатывающее методы и приемы педагогической деятельности, ориентированные на личностное развитие и раскрытие творческого потенциала человека.

Педагогика сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Педагогика сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данное направление развилось в отечественной педагогике после Второй мировой войны т.е. во второй половине в XX в. Основоположником этого направления стал И.П. Иванов, являвшийся доктором педагогических наук РАО и создавший методику коллективной творческой деятельности, которая легла в основу педагогики сотрудничества.

Замечание 1

Основной идеей его методики была нацеленность воспитания на развитие творческого потенциала личности. Он рассматривал воспитание в качестве процесса, который является целостным, творческим и деятельным.

Иванов занимался исследованием педагогических отношений. Им было уделено большое внимание роли педагога в воспитательном процессе. Он считал, что деятельность педагога должна быть ориентирована именно на развитие личности ребенка, посредством создания условия для развития у него нового, жизненно значимого опыта деятельности. иными словами, он уходил от идеи педагогики о том, что учитель должен опекать детей, помогать им усваивать простую совокупность научных знаний. Он предлагал педагогу проявлять к учащимся «общую заботу», состоящую в совокупности разнообразных приемов и методов гуманного воспитания, ориентированных на уважение и развитие личности учащегося.

Процесс воспитания рассматривался Ивановым, как:

«Основные идеи и представители педагогики сотрудничества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Организацию коллективного творчества;
  2. Дополнение к образовательной деятельности;
  3. Основу развития творческого начала в каждой личности.

Методика коллективной творческой деятельности или организация воспитательного процесса строилась, по мнению Иванова, на базе реализации нескольких основных этапов:

  1. Творческий замысел. Должна существовать идея, которую требуется разработать и воплотить. Воспитание ориентировано на всесторонне, гармоничное развитие личности ребенка.
  2. Коллективное планирование. Составляется план деятельности по достижению конкретных ее целей и задач, ориентированных на реализацию творческой идеи.
  3. Коллективная подготовка. Выбор методов и приемов организации деятельности, технологий, ресурсов, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
  4. Проведение дела. Непосредственная деятельность, ориентированная на практическую реализацию идеи. Иными словами, это организация и проведение воспитательного процесса, с применение приемов и методов творческого развития личности.
  5. Обсуждение итогов. Сюда входит контроль мониторинг воспитательного процесса, оценивается его эффективность и достижение целей и задач.
  6. Создание памятки, чтобы внести опыт реализации идеи в практику. Предполагается сохранение данного воспитательного подхода, как варианта организации воспитательного процесса разнообразными учебно-воспитательными учреждениями.

Методика И. П. Иванова привела к развитию новых методов и направлений воспитания. Она способствовала развитию школьного самоуправления, внедрению дискуссий и «мозговых штурмов» в учебный процесс, в качестве эффективных приемов его организации.

Ключевые идеи педагогики сотрудничества

К основным идеям и направлениям развития педагогического процесса, по мнению представителей педагогики сотрудничества, относятся следующие:

  1. Идея постановки сложной цели. Перед учащимися необходимо ставить наиболее трудные задачи, чтобы развить у них уважение к себе и своим способностям. Педагоги акцентируют внимание на том, что цель обучения очень сложная и ее нереально достигнуть;
  2. Идея фундамента. Использование в обучении методов и приемов, которые упрощают восприятие и усвоение учебной программы;
  3. Идея свободы. Учащимся дается право выбора содержания и методов исследования учебной программы. Именно свобода способствует развитию творческого начала;
  4. Идея взаимодействия. Процесс обучения должен строится на диалоге т.е. построении системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Необходимо искать решения поставленных задач совместно, давать учащимся право на выражения своих мыслей, мнения, взглядов;
  5. Идея опережения. Необходимо давать учащимся задания, которые требуют от них новых подходов к их решению, заставляют освоить новые методики познания, применить знания, которые не были изучены на учебных занятиях. Это развивает креативное мышление и углубляет познания, а также развивает познавательную заинтересованность;
  6. Идея блочного изучения. Программы образования необходимо делить крупные блоки, чтобы снизить нагрузку на учащихся и усвоить больший объем материала;
  7. Идея оптимальной формы учебного занятия. Занятия, их формы организации и методы, правила поведения на них должны соответствовать учебной дисциплине и теме;
  8. Идея самоанализа. Она предполагает развитие у учащихся способности к анализу своих действий, умению критически оценить свою деятельность и свои успехи.

Основные идеи педагогики сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные идеи педагогики сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Идеи педагога-новатора С. Н. Лысенковой

Софья Николаевна Лысенкова изложила свои идеи в книге «Когда легко учиться»:

  1. Творчество педагога способствует развитию творчества учащихся. Это означает, что необходимо развивать мастерство педагога, осваивать ими новые подходы в обучении и воспитании, активно использовать оригинальные решения, чтобы подавать учащимся пример;
  2. Барометром эффективности прохождения учебного занятия являются дети. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого учащегося, возможности усвоения ими материала при выборе методов обучения;
  3. Ориентация процесса обучения на опережение. Необходимо давать задания опережающего характера, пересмотрев предварительно организацию учебных занятий. Требуется создать условия для стимулирования познавательной активности, создать систему взаимодействия на занятии, создать оптимальную систему управления учебной деятельностью;
  4. Включение каждого учащегося в активную образовательную деятельность;
  5. Развитие у детей навыков произношения своих мыслей вслух, умения рассуждать при поиске решения задачи;
  6. Создание атмосферы доброжелательности и спокойствия на учебных занятиях.

Именно такое обучение, проходящее на основе сотрудничества, создает предпосылки для успешного достижения целей и задач обучения, способствует развитию учащихся, ориентирует на решение более сложных задач и углублению знаний.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot