Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типы уроков по предмету «Окружающий мир»

Требования к урокам по дисциплине «Окружающий мир»

Определение 1

Урок представляет собой основную форму организации учебного процесса, при которой учебные занятия проводит учитель с группой учеников постоянного состава, одного возраста и уровня подготовленности на протяжении определенного времени.

Классно-урочную систему впервые в школу ввел Я.А. Коменский. В России ее применял уже Ломоносов, которым были введены уроки не только в Академической гимназии, но в Московском университете и кадетском корпусе.

Урок – основа организационной формы обучения и воспитания по предмету «Окружающий мир». Урок дает учителю возможность посредством применения системы различных методов и приемов планомерно и последовательно формировать основные представления и понятия об окружающем мире. Но нельзя забывать, что такую работу проводят систематически на каждом уроке, в связи с чем, каждая тема программы является системой логически взаимосвязанных уроков. Чтобы ясно и отчетливо представлять себе место каждого урока в этой системе, учитель составляет тематические планы, в которых намечает формы, методы и приемы работы, которые позволят ему достичь поставленных целей в ходе процессов воспитания и обучения.

Уроки окружающего мира отличаются от остальных уроков тем, что дети на них приобретают ряд знаний, умений и навыков, которые понадобятся позже, в процессе изучения ботаники, зоологии, физической и экономической географии, анатомии. При этом учителями используются разнообразные методы обучения, характерные для естественных наук. В первую очередь, это касается непосредственных наблюдений природных объектов и явлений, которыми создается благоприятная почва воспитания у детей основ логического мышления. Проведение экскурсий и наблюдений, выполнение опытов и практических работ на местности дают возможность использования на уроках природоведения разнообразных технических средств обучения: натуральных и изобразительных наглядных пособий, экранных пособий, телевизионных и радиопередач.

Уроки по дисциплине «Окружающий мир» должны соответствовать следующим требованиям:

  • учителю необходимо правильно представлять и формулировать цель урока, природоведческие знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать во время урока, какая работа должна быть проведена по общему развитию учеников, особенно направленная на развитие у них познавательной активности;
  • содержание материала по окружающему миру должно отличаться научностью и доступностью для понимания детей. Индивидуальные занятия должны быть дифференцированы в зависимости от разного уровня развития учеников;
  • должна быть тщательно продумана система методов и приемов, которые позволяют достичь максимальной эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учеников. Большая роль в этом отводится экранным пособиям, которые дают возможность предоставить существенный объем информации в сжатом виде;
  • должна проводиться систематическая работа, направленная на развитие творческого мышления и познавательной самостоятельности учеников, обеспечить сознательное и прочное усвоение понятий и представлений по окружающему миру;
  • весь учебный процесс на уроке должен обеспечивать эффективность на каждой ступени.
«Типы уроков по предмету «Окружающий мир»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Система уроков по дисциплине «Окружающий мир» и выполнение обозначенных требований к ним должны обеспечивать успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике.

Типология уроков по дисциплине «Окружающий мир»

Определение 2

Форма организации обучения – это внешнее проявление совместной работы учителя и учащихся, которая осуществляется в соответствии с установленным порядком и определенным режимом.

Могут быть выделены две основные группы форм обучения: урочная и внеурочная. Урочными являются различные типы уроков окружающего мира, а внеурочными – экскурсии, праздники, проекты и кружки.

Выделяют следующие типы уроков по дисциплине «Окружающий мир»:

  • вводный урок;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок;
  • предметный урок.

Вводный урок по дисциплине «Окружающий мир» предполагает введение учеников в тему или раздел. Вводный урок может быть проведен в следующих случаях:

  • первый урок в первом классе – на этом уроке педагог ознакомляет детей с новой учебной дисциплиной – окружающий мир, с учебником и учебной тетрадью и правилами работы в них;
  • первый урок новой большой темы или раздела – урок проводят, если позволяет время. Предполагает выявление знаний учеников по соответствующей теме, актуализировать их знания, а также обзор перспектив изучения темы;
  • первый урок четверти и учебного года.

На практике часто вводным уроком считается только первый урок в первом классе. Остальные случаи могут реализовываться, если заложены дополнительные часы на дисциплину.

Структура вводного урока состоит из организационного момента, анализа содержания учебника или раздела, ознакомление с учебником, тетрадью, прогнозирование. Преобладают словесные и наглядные методы обучения.

Обобщающий урок по дисциплине «Окружающий мир»предполагает обзорное повторение изученного материала с его обобщением. Может проводиться в следующих случаях:

  • в конце изучения большой темы или раздела;
  • в конце четверти;
  • при завершении каждого учебного года.

Структура учебника для проведения такого рода уроков часто включает особый материал, состоящий из игр и заданий. Для проведения урока-обобщения можно выбирать нетрадиционные формы проведения урока: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конференция и пр. Преобладают словесные методы, также уместны игры.

Комбинированный (смешанный) урок – преобладает среди всех, так как его структура дает возможность реализовывать разные типы деятельности: актуализация знаний, их проверка, изучение нового и закрепление. На этом уроке применяют все группы методов и средств.

Предметный урок – особый вид урока, который характерен именно по дисциплине «Окружающий мир». К особенностям урока относят:

  • предмет изучения передают в руки ученикам – индивидуально, паре или группе;
  • ученики самостоятельно исследуют данный предмет – выявляют свойства, опыты, сравнения.

Иными словами, у урока выделяют следующую структуру:

  • организационный момент;
  • актуализация знаний;
  • инструктаж по технике безопасности и последовательности выполнения исследований;
  • проведение дальнейшей самостоятельной исследовательской работы с объектом, формулирование выводов по результатам исследовательской деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot