Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательной деятельности школьников с нарушением слуха

Познавательный интерес у детей с нарушениями слуха

Определение 1

Познавательный интерес – это направленность детской личности на окружающий мир, характеризующаяся активностью и избирательностью, желанием познать предметы и явления окружающего мира и протекающая на положительном эмоциональном фоне.

Активной познавательной деятельностью предполагается участие в ней учащихся как субъектов, а это возможно только при сформированности познавательной активности, в качестве одного из ведущих личностных качеств. Данная черта личности проявляется направленностью и устойчивостью познавательных процессов, стремлением эффективно овладевать знаниями, мобилизацией волевых усилий на достижении учебно-познавательных целей.

Требования к познавательной активности школьников ежегодно возрастают. Школьники же с нарушенным слухом остаются неуспешными в образовательной среде. Основным своеобразием познавательной деятельности школьников с нарушенным слухом выступает сниженная познавательная активность и развитие основных психических процессов, а вместе с этим и потенциальных возможностей.

Познавательная активность школьников с нарушенным слухом проявляется в конкретных ситуациях с преобладанием аморфных познавательных интересов. Ученики не стремятся осуществлять активную учебную деятельность вне стен школы, мало читают, у них нет мотивов самообразования, а мотивация учения – только внешняя. Обычно у детей нет жизненных планов, предполагающих общее образование.

К средствам активизации познавательного интереса школьников относят учебное содержание, методы и приемы учения, а также формы организации учения.

Развитие и коррекция познавательной деятельности детей с нарушением слуха состоит из развития и коррекции его сенсорного интеллектуального развития, а также мнестическую, эмоционально-волевую, речевую и мотивационную сферы и механизмы волевой регуляции. Интеллектуальное развитие глухих детей осуществляют посредством развития психических процессов. Особое внимание при этом необходимо уделять процессу развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также словесно-логическому мышлению и формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование.

«Развитие познавательной деятельности школьников с нарушением слуха» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве методов развития мышления можно использовать следующие задания:

  • дорисовать картинку – помогает включать детское воображение;
  • придумать различные назначения для предмета;
  • снежный ком – задание для развития аудиальной памяти – дети должны запомнить сказанную последовательность слов, при чем каждый следующий ребенок должен воспроизвести все слова, сказанные до него и добавить свое слово.

Условия развития познавательной деятельной деятельности у детей с нарушенным слухом

Стимулированию активности школьников помогает отбор содержания учебного материала – степень его новизны, уровень научной и практической значимости, связи с современностью, необычность фактов или их противоречивость.

Большое воздействие на процесс формирования познавательной активности оказывает создание определенного эмоционального комфорта для личности учащегося, благоприятного эмоционального тонуса познавательной деятельности, что возможно благодаря: реализации принципа демократичности в процессе воздействия и взаимовлияние, сотрудничеству учителя с учащимися, предполагающему поощряющую требовательность со стороны учителя, оптимизм, доверие, доброжелательность и признание уникальности каждого ребенка.

Формирование и развитие познавательного интереса закладывается в первую очередь в семье посредством общения родителей с детьми, бабушек и дедушек со своими внуками, а также с братьями и сестрами.

Развитие познавательной активности детей с нарушенным слухом идет на основании потребности получения новых впечатлений, которая характерна для каждого человека от рождения, чему помогает игровая деятельность.

В процессе дидактических игр формируется познавательная деятельность детей, проявляется ряд особенностей такой деятельности, начинает развиваться способность к суждениям, умозаключениям, умение использовать имеющиеся знания в разных ситуациях.

Чтобы использовать игровые технологии на уроках, необходимо соблюдать следующие условия:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • доступность для учеников рассматриваемого возраста;
  • умеренность в использовании игр на уроках.

Выделяют следующие типы уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры;
  • игровая организация учебного процесса, предполагающая использования игровых заданий;
  • игровая организация учебного процесса, предполагающая использование заданий, которые обычно предлагаются на традиционных уроках;
  • использование игры на определенном этапе урока;
  • разные виды внеклассной работы по русскому языку.

Основываясь на значимости игровых технологий и их роли в развитии познавательных интересов, а также последовательности и системности включения игр и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделяют следующие условия использования игр при обучении детей с нарушениями слуха:

  • оценивание ежедневного использования той или иной игры в соответствии с двойным критерием: по ближайшему эффекту и перспективе развития познавательных интересов;
  • понимание игры в качестве формы организации коллективной учебной деятельности под руководством учителя;
  • обеспечение непосредственного обучающего эффекта игры, то есть познавательной направленности на овладение способами учебных действий;
  • создание положительного эмоционального настроя, способствующего творческому поиску и формированию инициативы в процессе игровой деятельности.

Игровые формы занятий создаются благодаря использованию игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования учеников к познавательной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot