Типы педагогов – это классификация преподавательского состава в зависимости от стиля деятельности, отношения к работе, характера, личностного устройства, особенностей профессиональной деятельности и иных параметров.
Естественно, что любая типология педагогов носит относительный характер. Однако, хотя бы приблизительная группировка помогает продуктивно расставить кадры и организовать работу педагогического коллектива, ориентированную на достижение цели учебного процесса и повышение качества образования. Кроме того, типология педагогического состава позволяет повысить эффективность внеурочной работы.
Наиболее оптимальным является подразделение педагогов на четыре основных типа:
- Интеллектуальный тип.
- Волевой тип.
- Эмоциональный тип.
- Организаторский тип.
Интеллектуальный тип педагога
Педагог этого типа характеризуется преобладанием умственной деятельности, научными наклонностями, высоким профессионализмом в определенной предметной области, владением навыками анализа и оценки своей работы, разработкой инновационных форм преподавания и акцентированием внимания на использовании новых технологий в обучении.
Преимуществами этого типа является научная направленность деятельности и интеллектуальный склад характера. Педагоги данного типа особенно необходимы для работы с учащимися старшего возраста, которым необходима индивидуальная ориентация на переход к следующей ступени образования посредством организации дополнительных, внеклассных занятий, применения индивидуальных программ обучения, проведения бесед и лекций, выпуска информационных бюллетеней.
Личность педагога интеллектуального типа характеризуется стремлением к углубленной работе с учащимися в определенном направлении с использованием достаточно сложных форм и объемного содержания учебного материала. Интеллектуальная педагогическая направленность в работе может проявляться на фоне этической требовательности и нравственной эмоциональности.
Работа интеллектуального педагога наиболее продуктивна в малых группах, а также в индивидуальном порядке. Это объясняется его научной ориентацией и повышенной требовательностью к способностям и возможностям учащихся, которым может соответствовать ограниченный круг лиц.
Волевой тип педагога
Данный тип можно охарактеризовать, как преподавателя, работающего четко и организованно. Он придерживается точки зрения, согласно которой педагог является единственным авторитетом, наделенным властью и расширенными полномочиями. При этом, он достаточно требователен, как к собственной личности, так и к учащимся.
Волевой педагог характеризуется собранностью, минимальными раздумьями и рассуждениями при принятии важных решений. По своей сути, он является управляющим, а не советчиком. Он уверен в себе и в своих силах и стремиться привить эти качества учащимся. В своей профессиональной деятельности волевой педагог нацелен на формирование устойчивой личности, имеющей твердую жизненную позицию, силу воли.
Волевые усилия педагога помогают четко построить процесс прохождения занятий, сформировать режим, организовать дисциплину и поддерживать ее.
Наиболее продуктивной деятельность учителя волевого типа будет при работе с тинэйджерами. Сила и властность характера такого педагога делают его кумиром подростков.
Эмоциональный тип педагога
Данный тип характеризуется повышенной способностью чувствовать эмоциональное настроение учащихся, их переживания, чувства и духовные качества. Основным направлением его профессиональной деятельности является восприятие чувственной и эмоциональной жизни учащихся, помощь в разрешении их проблем, оказание психологической помощи, сопереживание и проявление милосердия. Он нацелен на развитие основных нравственных и духовных качеств личности учащихся, построения их характера.
Эмоциональный педагог будет эффективен, когда требуется построение взаимоотношений с трудными детьми, к которым сложно найти подход, и на которых не действуют дисциплинарные наказания.
Работа эмоционального педагога основывается на организации эстетических контактов, принятии участия в сложных судьбах воспитанников, перестройке их поведения. такое направление деятельности помогает не только личностному развитию, но и благотворно сказывается на обучении, стимулирует познание.
Педагог эмоционального типа способен организовать работу научной направленности, в таких областях, которые связаны с исследованием природных процессов, мира искусства и культуры, развитием любви к прекрасному.
Организаторский тип педагога
Данный тип характеризуется универсальностью направленности своей педагогической деятельности. Навыки организации педагогической работы составляют основу продуктивности образовательного процесса и повышения качества образования. Грамотная организация деятельности учащихся помогает их развитию, формирует стимулы для активизации процессов познания и направляет развитие учащихся в различных сферах в нужное русло.
Организаторский тип педагога сочетает в себе качества всех педагогических типов. Однако, проявление этих качеств может быть неравномерным и, потому организаторская деятельность является очень сложным и трудоемким процессом.
Педагоги данного типа наделены следующими навыками:
- Знание учащихся, их способностей и особенностей развития;
- Распределяемость внимания;
- Способность к предвидению;
- Развитая интуиция;
- Отличная память;
- Расчетливость;
- Инициативность;
- Креативный подход к работе;
- Умеренная уверенность в себе;
- Самостоятельность.
Особенностью педагогической деятельности педагога-организатора является установление им баланса между самостоятельной деятельностью учащихся и ее развитием, совершенствованием и направлением ее в нужное русло.