Понятие «коллектив»
Проблема развития коллектива получила свое специфическое заключение в психологической теории коллектива. Особенность такого подхода содержалась в двух обстоятельствах. Итак, с одной стороны, определенная традиция изучения коллектива в нашей отечественной науке. Однако эта традиция имеет два источника. Первый – это постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где этой проблеме придано идеологическое содержание:
- В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив – это специфическая форма организации людей социалистического общества.
- Истинная коллективность, для него, невозможно в условиях существования антагонистических классов.
- коллективный труд, как труд истинно свободный, основан на публичной принадлежности. Выходит, что истинная коллективность может быть реализована лишь в социалистическом обществе, а, поэтому, коллективы имеют все шансы быть формой организации людей только в таком обществе.
Вот такая общественная идеологическая преамбула обусловила и второй источник данной традиции: это функциональные изучения коллектива в разных отраслях обществоведения в двадцатые- тридцатые годы. Подчеркивание особенной природы групп, которые появились в различных звеньях страны, а также публичного организма и есть основа изучений Маркса, а ежедневное употребление понятия «коллектив» и есть его проявление. Также это понятие стало широко употребляться в нашем современном обществе. Оно относится к различным коллективам в рамках единичного предприятия, географического района, учреждения и прочее.
Кроме того большое распространение в обществе получили такие выражения, как, например: «коллектив машиностроительного завода», «коллектив научно — исследовательского ВУЗа», «коллектив трудящихся легкой индустрии» и многие другие. Однако обобщающий признак всех этих перечисленных групп содержится в том, что это именно специальные образования социалистического общества, и, как правило, термин употреблялся в каждодневной речи и в официальной политической литературе.
Трудности коллектива изучает социальная психология. А формирование коллектива социальная психология определяет как приобретение ею высшей стадии, которая и была названа именно коллективом.
Специфика и научное содержание развиваемого подхода было обусловлено тем, что для социальной психологии было важно отметить определенный нюанс, в широком значении данного понятия. Именно этот нюанс может быть изучен и самой социальной психологией, и в рамках ее концептуальных схем. А для определения данного нюанса необходимо вспомнить в отечественной социальной психологии об общем принципе подхода к самому коллективу. Социальные коллективы, которые были выделены в социологическом анализе, изучаются здесь именно как субъекты самой деятельности. Это значит, что, прежде всего, как психологические характеристики этого субъекта.
Иными словами, выявляются только черты коллектива, воспринимаемые членами данного коллектива именно как признаки некоторой психологической общности. Так как психологические характеристики коллектива и их вычленение осуществляется на основе принципа деятельности, то социально—психологическое исследование данного коллектива подразумевает рассмотрение не только роли совместной деятельности в формировании психологической общности, но и рассмотрение уровней развития самой деятельности.
Продукт развития коллектива является особенное качество этого коллектива, которое связано общей деятельностью. А это особенное качество и высший уровень его развития была названо термином «коллектив». Это, своего рода, дань упомянутой традиции. Однако марксистское употребление понятия «коллектив» в современном мире, в его условиях и в современном обществе довольно — таки спорно. Ведь, например не может быть «коллектив совместно российско-американского предприятия», так же, как и не может быть «коллектив частной фирмы». Но особых оснований отказаться от такого употребления понятия «коллектив» в социальной психологии нет. Если при этом учитывать отмеченную специфику его содержания.
Признаки коллектива
В работах А. С. Макаренко содержится много полезного в плане разработки проблемы в истории отечественной науки. В трудах исследователя обозначено решение педагогических проблем коллектива, а также тот социально — психологический нюанс, который был принят позднее социальной психологией. Макаренко считал важным признаком коллектива социально — позитивную деятельность, которая отвечала бы потребностям общества, а вовсе не любую совместную деятельность. Из этого выходит, что основным и самым важным признаком коллектива является его направленность, обеспечивающая особенное качество личностей, которые входят в данный коллектив. А также целеустремленность членов данного коллектива, которая и позволяет создать такую организацию, которая бы имела определенные органы управления и лица, уполномоченные на выполнение некоторых функций. Взаимоотношения в коллективе обладает некоторым свойством. Это свойство заключается в том, что в коллективе признают важнейшей ролью совместную деятельность, а также считают это свойство важнейшим фактором в образовании коллектива и всей системы взаимоотношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же не только необходимость развития коллектива, но и неизбежность ряда таких стадий, которые он проходит. А по мере прохождения этих стадий все вышеназванные качества развертываются.
Макаренко А.С., характеризуя данные стадии, объяснил тот факт, каким образом можно обеспечить движение данного коллектива по ступеням. А развитие общественно важных целей, ради которых и был создан, собственно, коллектив, и есть важнейшее условие.
Для создания коллектива должны быть:
- обрисованы «перспективные линии» для развития коллектива
- организованы «завтрашние радости»
- разработана «диалектика требований»
А атмосферу, лучшим способом соответствующую развитию личностей в коллективе, создает успешное сочетание и выполнение всех этих факторов.
Важной мыслью во всех рассуждениях Макаренко А. С. Является мысль о том, что успешное протекание в коллективе внутренних процессов может быть обеспечен, если вся организация деятельности, все нормы взаимоотношений между членами коллектива происходит на основе соответствия этих образцов широкой системе социальных взаимоотношений, которые развиваются в обществе. Коллектив, по Макаренко А. С., является не замкнутой системой, а он включен в целую систему взаимоотношений общества. А когда нет рассогласования целей в обществе и коллективе, то может быть реализована и успешность его действий.
Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Однако можно выделить и другие признаки коллектива, которые различные авторы называют обязательными и важными: Социально одобряемая цель (коллектив — это сплоченная, но ни в коем случае не антисоциалистическая группа, например, группа правонарушителей не может быть названа коллективом).
Наличие добровольного характера объединения (под добровольностью здесь понимается характеристика группы, когда она стала для ее членов системой взаимоотношений, а вовсе не стихийность в образовании коллектива).
Целостность является также важным признаком коллектива. Она выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.