Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы лидерства

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Определение

Лидер - это авторитетный член организации, за которым коллективом признается право принимать ответственные и значимые решения в определенных ситуациях.

Повседневный авторитет и влияние лидера несет неформальный характер, формируются стихийно и поддерживаются не официально закрепленными средствами контроля. Развитие отношений лидера и членов группы образует социально-психологические процессы лидерства, которые отличаются от административного руководства как строго регламентированного процесса.

Между лидерством и руководством есть и общие признаки: истинное влияние руководителя на коллектив основывается не только на официальных его полномочиях, но и на личном авторитете его внутри коллектива, то есть складывается из нескольких составляющих: неформального лидерства и формального руководства. Более эффективным является руководитель, имеющий высокий профессиональный, официальный и личный статус.

В отличие от руководителей, которых чаще всего назначают и которые, неся ответственность за состояние дел внутри коллектива, располагают официальным правом поощрений и наказаний, лидеры не обладают никакими властными полномочиями, признаваемыми вне группы.

Характер взаимоотношений между руководителем и лидером оказывает влияние на результативность труда, сплоченность группы, моральный климат внутри коллектива и может служить причиной конфликта при разногласиях.

Классификация и концепции лидерства

Обычно выделяют следующие типы лидеров:

  • по содержанию деятельности - лидеры- вдохновители и исполнители;
  • но характеру деятельности - универсальный и ситуативный лидер;
  • по направлению деятельности - эмоциональный и деловой лидер и др.

В многочисленных работах исследователей разработаны ряд концепций лидерства.

Теория лидерских ролей анализирует роли "лидера-профессионала", который ориентирован на решение деловых проблем, и "социально-эмоционального лидера", которые решает проблемы человеческих отношений.

Теория черт лидерства подразумевает, что предпосылками признания человека лидером является обладание им особыми лидерскими чертами и способностями. Исследования в рамках данной теории концентрировались на выявлении специфических для лидеров качеств. Вариант этого подхода - харизматическая концепция лидерства, по которой лидерство ниспослано некоторым выдающимся лицам как некая благодать - харизма. Схожей точки зрения придерживался Л. Гумилев - русский ученый, сформулировавший эффект пассионарности, который в самом человеке заложен. Пассионарии являются активной частью человеческой популяции, импульсы поведения которых выше величины импульса инстинкта самосохранения. Часто, действуя ради общего блага, они приносят свою жизнь в жертву идеалам.

Помощь со студенческой работой на тему
Основы лидерства

Приверженцы интерактивной теории считают, что лидером может стать каждый человек, занимающий в системе межличностных взаимодействий соответствующее место.

Персонально вопрос о лидере рассматривается с учетом индивидуальных особенностей человека, личностных характеристик остальных членов коллектива организации, а также сложившейся ситуации и выполняемых задач.

Теория ситуационного лидерства, или групподинамический подход, полагает, что лидерство - это продукт сложившейся в некоторой группе ситуации, в которой лидер, сориентированный на задачу, добивается более высоких результатов, чем лидер, который ориентирован на людей. При умеренно благоприятных обстоятельствах успешным оказывается сориентированный на людей лидер.

Комплексная теория акцентирует внимание на взаимосвязях ключевых составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей и ситуаций, в которых лидерство осуществляется.

В отечественной практике более широкое распространение имеет коллективный стиль лидерства, который предполагает ответственность лидера перед коллективом, сознательное подчинение лидерам, творческую самодеятельность коллектива и полную демократичность.

Различия между менеджером и лидером

Между менеджерами и лидерами существуют некоторые различия, продиктованные их статусом (табл. 1).

Таблица 1. Различия в действиях лидера и менеджера

Основы лидерства

Умение управлять современной организацией, используя весь арсенал менеджмента, дает возможность добиваться высоких результатов благодаря сочетанию качеств высокоэффективных менеджеров и лидеров. Но на предприятиях, где имеется высокая "заорганизованность", существенное давление менеджеров, усиленный контроль, наступает обычно спад производства, возникают застойные явления или даже протестные движения.

Сравнивая менеджера и лидера, приведем их характеристики, рассматриваемые представителями разных научных школ (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение лидерства и менеджмента

Основы лидерства

Из приведенной таблицы видно, что основная отличительная черта лидера - критическое мышление, знания, креативность. По результатам получения соответствующего образования лидер должен не только располагать, но и уметь новые знания создавать; не только на практике применять существующие наработки и теории, но и оперативно приспосабливаться к изменениям окружающей среды и учитывать их в процесе своей деятельности.

Современные требования к лидеру

Новейшая парадигма управления людьми выдвинула и новые требования к лидеру (табл. 3).

Таблица 3. Новая реальность лидерства

Основы лидерства

Современные успешные лидеры стремятся новой реальности соответствовать, оказывать на окружающих влияние и добиваться изменений, направленных на достижение цели или желаемого результата.

Лидерство является повседневным способом деятельности и генерации в любом виде существенных новаций, которые должны быть эффективными, легко распространяемыми и широко используемыми. Другими словами, неотъемлемое качество лидера – это креативность.

Применительно управлению организацией можно определить несколько общих черт креативных лидеров:

  • творческая компонента, способность к созданию новых форм или новому сочетанию известных уже элементов;
  • ориентация на результат, т.е. выгоду, которые организация может получить от креативной деятельности лидера;
  • принципиальный характер креативных идей, ценность ее.

Иными словами, желаемый результат креативности в экономическом смысле - повышение эффективности организационной деятельности.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис