Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бихевиористские теории лидерства

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Власть и лидерство / Бихевиористские теории лидерства

Сущность бихевиористских теорий лидерства

В основе бихевиористских теорий лидерства лежит убеждение, что лидерство является не врожденной характеристикой (или способностью) человека, а приобретаемым качеством. В отличие от предыдущих этапов развития теории лидерства, бихевиористская школа уделяет большее внимание действиям лидеров, а не их врожденным качествам и личностным характеристикам. В соответствии с бихевиористской теорией лидерства лидерство можно развивать с помощью соответствующего обучения.

Волюнтаристские теории лидерства основываются на том, что лидеров необходимо искать среди обычных людей, распознавать их в толпе, используя некоторые параметры личностных характеристик и набор качеств. Поведенческие теории, напротив, предполагают, что лидерские качества не являются врожденными, и их необходимо развивать. При этом в основе лидерства лежит поведение и личностные качества, но и то, и другое можно развить.

Замечание 1

Появление поведенческих теорий лидерства способствовало появлению и развитию различных инструментов и способов обучения навыкам лидера.

Самые известные поведенческие теории

Одной из первых бихевиористских теорий лидерства стала теория стилей лидерства, принадлежащая Левину. В рамках этой теории специалист выделял авторитарный, демократический и пассивный стили управления, причем авторитарный менеджмент в соответствии с его исследованиями оказался более результативным. Однако эта теория не стала общепризнанной, так как проведенные исследования не носили серьезного научного характера – не учитывали значимые влияющие факторы.

Другая попытка объяснить результативность труда с помощью стилей лидерства принадлежит исследователям Мичиганского университета во главе с Р. Лайкертом. В своем исследовании эти специалисты классифицировали руководителей с помощью континуума, в одном конце которого располагался менеджмент, сфокусированный на работе, а в другом – менеджмент, сфокусированный на сотрудниках. В результате этого исследования были получены неоднозначные выводы о единой ориентированности менеджмента в какую-либо из сторон континуума. Данные результаты впоследствии были опровергнуты во множестве других исследовательских работ.

Готовые работы на аналогичную тему

Бихевиористы Блейк и Мутон предложили определять стили лидерства с помощью «управленческой решетки», которая учитывала два показателя:

  • ориентацию на производство,
  • ориентацию на персонал.

Этот инструмент был одним из первых в бихевиористской теории лидерства не опровергнут впоследствии, и в настоящее время модификации «управленческой решетки» иногда применяются специалистами для определения стиля лидерства.

Достоинства и недостатки бихевиористских теорий лидерства

Поведенческие теории лидерства вызвали значительный интерес у специалистов в области управления в период своего расцвета – в середине $XX$ века, но позже выявилась их ограниченность. Бихевиористский подход, несмотря на свою новизну и свежесть взглядов, не учитывал многие значимые для феномена лидерства факторы, которые оказывали влияние на эффективность и результативность менеджмента.

Замечание 2

Ключевым недостатком бихевиористского подхода во всех его проявлениях и вариациях считается предположение о существовании единого эффективного стиля лидерства. Отсутствие учета различных ситуационных факторов необратимо ведет к отказу от этой гипотезы.

Новизна бихевиористского подхода к изучению феномена лидерства заключалась в том, что с его помощью и в его рамках разрабатывались различные инструменты и способы совершенствования специалистов в сфере управления, которые были нацелены на улучшение лидерских навыков и качеств, что способствовало повышению эффективности управления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис