История педагогической науки – это история совершенствования форм, приемов и методов обучения. Многозначный термин «метод» успешно функционирует в рамках различных научных областей, включая дидактику.
В наиболее общем виде под методом понимают способ достижения поставленных целей в результате реализации совместной деятельности педагога и обучающихся.
На протяжении длительного периода исторического развития современной педагогической науке удалось разработать многочисленные методы воспитания, позволяющие оптимизировать процесс достижения поставленных дидактических целей, повысить эффективность реализации образовательно-воспитательного процесса.
Подходы к пониманию методов воспитания
В современной научной литературе методы воспитания понимаются как совокупность способов, путей решения воспитательных задач, реализации воспитательного воздействия.
Следует отметить, что методы воспитания в современной педагогике выступают дискуссионной проблемой, термин зачастую используется в качестве синонима категориям приемов, принципов, средств, форм и пр.
Подходы к классификации методов обучения
Вопросы классификации методов обучения остаются одной из ключевых проблем педагогики на современном этапе. В каждом обществе, в рамках каждого образовательного учреждения у каждого отдельного педагога складывается своя собственная система методов воспитания. Трудность классификации обусловлена многоаспектным, синтезным характером педагогической категории, в структуре которой выделяют цель, личностный фактор, средства реализации, последовательность практического применения.
На основании критерия характера воздействия на личность выделяют методы прямого или косвенного воспитательного воздействия.
Методы прямого влияния предполагают реакцию воспитуемого, реализацию определенных поведенческих стратегий, направленных на самовоспитание. Методы косвенного воздействия предполагают моделирование соответствующей педагогической ситуации, в которой у воспитуемого будут сформированы установки на реализацию саморазвития, самовоспитания, самосовершенствование, выработку определенной позиции в процессе взаимодействия личности с социально-природной окружающей средой.
На основании направленности воспитательного воздействия выделяют методы убеждения, методы упражнения, методы стимулирования, методы самовоспитания.
Использование указанных методов позволяет реализовать одну из основных педагогических задач – формирование потребностей, сознания, мотивов, воли, чувств и поведения обучающихся. Приоритетную роль в процессе воспитания гармоничной, всестороннеразвитой личности занимают методы убеждения.
Методы убеждения
Методы убеждения пронизывают всю систему педагогической работы. В основе данной формы воздействия – влияние на сознание и поведение обучающихся при помощи использования логических доводов, достоверных, научных фактов, личного опыта. Реализация данного метода представляет собой достаточно длительный и кропотливый процесс, однако, в случае успешности педагогу удается в полной мере реализовать поставленные дидактические цели мотивировать обучающихся не только к усвоению содержания учебной программы, но и к постоянному саморазвитию личности, гармонизации ее взаимоотношений с внешним миром.
В рамках данной группы выделяют диспут, рассказ, конференцию, беседу, лекцию, положительный пример. Главным назначением данной группы методов выступает формирование социально принятых, социально одобряемых моральных, нравственных, социальных представлений воспитуемых.
Таким образом, современная педагогика успешно использует всю совокупность педагогических методов, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся.