Внеучебная деятельность – это отличная возможность для организации в классе межличностных взаимоотношений, между учащимися и классным руководителем, целью которых служит создания школьного коллектива и органов ученического самоуправления.
Цели и задачи внеучебной деятельности
Главной целью внеурочной деятельности по ФГОС считается создание условий для достижения учащимися необходимого для общественной жизни социального опыта и формирования системы ценностей, принимаемой обществом, создание условий для многостороннего становления и социализации каждого ученика, создание воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию интеллектуальных и социальных интересов учеников в свободное время, развитие здоровой, способной к творческому росту личности с высокой гражданской ответственностью и правовым сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на общественно-значимую практическую активность, реализацию добровольных инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности возникают очень много проблемных вопросов. К примеру, распределение внеурочных часов в расписании, действенное использование внешних ресурсов и др.
Конечно, организация внеурочной деятельности в школе – давно изученное дело. В систему воспитательной работы школы постоянно включается большой комплекс событий, направленных на реализацию тех либо других образовательных целей и задач. На базе школы также организуется деятельность разнообразных творческих, спортивных, интеллектуальных объединений. Тем не менее, образование часто сводится к проведению мероприятий и практически изолировано от общественного и информационного окружения, от содержания школьной деятельности ребёнка, или его деятельности в семье, в обществе, в группе сверстников. Таким образом, основной целью преподавателей, исполняющих внеурочную работу, становится создание личности учащегося, что считается одним из основных условий его самоопределения в той либо другой социокультурной ситуации.
Школьный интерес в решениях проблем внеурочной деятельности объясняется не только тем, что она включена в учебный план школы, но и новым взглядом на образовательные итоги. Если предметные итоги достигаются в ходе освоения учебных предметов, то для достижения метапредметных, а в особенности личных итогов – ориентиров, ценностей, интересов, потребностей человека, удельный вес внеурочной деятельности еще выше, так как воспитанник избирает ее исходя из собственных интересов, мотивов.
Если учитывать, что целю внеурочной деятельности является формирование личности ученика и то, что оно нацелено на воспитательные итоги, на приобретение учащимся социальных познаний, то данный процесс неосуществим в отсутствии общественной среды, в отсутствии участия общества. Результатов можно добиться лишь в том случае, когда собственно социальный мир станет объектом познавательной деятельности детей, т.е. знание жизни общества и людей. При этом имеют значения не только фундаментальные познания, но и те, которые необходимы человеку для настоящего проживания его ежедневной жизни, удачной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности в школе считается соединение всех образовательных ресурсов общества в единое образовательное пространство, школа обязана быть открытой для адаптации и социализации детей.
Принципы внеурочной деятельности
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
- отбор учениками внеурочных занятий в соответствии с их интересами и возможностями;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание личных и коллективных форм работы;
- связь теории и практики;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- целостность и единство партнёрских взаимоотношений всех субъектов общества.
При такой организации внеурочной деятельности школьников имеются следующие достоинства:
- разумное и действенное использование внеучебных нагрузок учеников;
- организация общей деятельности школы, родителей, общества;
- предусматривается вся внеурочная служба классного руководителя;
- программа и отбор видов деятельности базируется на многоплановые интересы и нужды школьников, желания родителей.
Достижение всех трех уровней итогов внеурочной деятельности определены в итоге исследовательских работ (опросы обучающихся и их родителей, анкетирование, отзывы и наблюдения привлеченных преподавателей, специалистов). Внеурочная деятельность является ресурсом, который позволяет школе добиться нового качества воспитания.
Внеурочная деятельность даёт возможность решить целый ряд крайне принципиальных задач:
- гарантировать благоприятную адаптацию детей в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- выявлять интересы, предрасположенности, возможности, способности учащихся к разным видам деятельности;
- создавать условия для личного становления ребенка в выбранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему познаний, умений, навыков в выбранном направлении деятельности;
- совершенствовать опыт творческой деятельности, творческих возможностей;
- создавать условия для реализации обретенных познаний, умений и навыков;
- совершенствовать опыт неформального взаимодействия, общения, совместной работы;
- расширять рамки общения в обществе.
Направления внеучебной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям становления личности: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное.
Общекультурная направление на этапе начального общего образования обусловлено преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических эталонов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется в первую очередь культурой взаимоотношений, которые в свою очередь организуются с учетом таких принципов, как:
- уважение достоинства и личности человека независимо от его возраста, уровня познаний, статуса в обществе и т.п.
- объединение уважения прав личности с вытекающими из этого требованиями к обязанностям личности перед окружающими людьми.
- уважение прав самых старших и самых младших членов культурно-воспитательной среды.
Спортивно-оздоровительная деятельность считается одним из основных направлений внеурочной деятельности школьников, главной целью которого считается создание материально-технических, организационных и кадровых условий, которые способствовали бы гармоничному физическому, социальному и нравственному развитию личности школьника средствами физической культуры, формированию потребности в соблюдении здорового образа жизни.