Педагогические идеи Я. А. Коменского
Знаменитый чешский педагог, выдающийся писатель и философ Ян Амос Коменский оставил после себя уникальные труды разносторонней направленности, которые и сегодня остаются основополагающими для научной теории и практики.
Красной нитью через все его размышления проходит идея совершенствования как отдельного индивидуума, так и человечества в целом. Совершенствование это, прежде всего, должно отражаться на душе и характере человека. В связи с этим часть трудов Коменского по своей структуре относится к богословским сочинениям, а другая часть посвящена педагогике. Именно педагогические идеи автора оказали большое влияние на развитие системы образования и воспитания и прославили его на весь мир.
Я. А. Коменский великолепно знал и обобщил все полезное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в сфере методики обучения. При обосновании каких-либо выдвигаемых им педагогических положений он непрерывно ссылался на параллели из жизни природы или же домашней работы человека, впрочем практически все они опирались на многолетний опыт изучения детей и юношества.
Педагог был глубоко убежден в том, что в сфере преподавания и воспитания срабатывают законы, характерные для природы, а методы школьной работы обязаны на данные законы опираться, то есть быть природосообразными.
Метод обучения, предлагавшийся Коменским, был достаточно прост и в общем характеризовался рядом показателей, которые педагог представил в виде особых положений и правил, раскрытых в множественных его сочинениях, и, прежде всего, в «Великой дидактике». В целом требования к организации преподавания, сформулированные им, сводятся к тому, что в школе следует начинать обучение не со словесной характеристики каких-либо предметов и явлений, а непосредственно с их детального исследования, и только затем можно обсуждать изучаемое. Поскольку на практике не всегда возможно реально исследовать предмет, Коменский предлагал активно использовать разные дополнительные средства – картины, макеты, таблицы, модели и т.п. С уверенностью можно признать, что именно благодаря Я. А. Коменскому принцип наглядности в системе обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических основ до настоящего времени. Метод обучения, пропагандировавшийся педагогом, характеризовался стремлением сделать весь педагогический процесс четким и целенаправленным: содержание, размещение и исследование учебного материала должны быть поочередными, переходящими от простого к более сложному, от ближайшего к дальнему, от короткого к объемному. Это составило полную противоположность схоластической школе средневековья, так как позволяло развивать у детей интерес к познавательной деятельности без однообразия, скукоты, окриков и побоев.
В школьной работе педагог придавал огромное значение соблюдению дисциплины – следованию учащимися и учителями установленным правилам.
В то же время Коменский писал о регулярном учебном труде детей в классе, исполнение ими хозяйственных заданий, но при учете уровня их развития и имеющихся знаний, их интересов, нацеленных на познание находящегося вокруг мира. Только в том случае, если содержание и методы преподавания будут отвечать способностям детей, то есть будут им доступны, весь учебный процесс будет приниматься им положительно с неподдельным наслаждением. Учитывая все это, побуждая детей к накоплению индивидуального опыта в ходе интенсивной работы, возможно реформировать среднее учебное заведение, превратив его в то место, где складывается человеческая личность.
Методика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор являются мощнейшим импульсом развития европейского общества и снова подтверждают свою актуальность в ходе складывания новых международных культурных взаимоотношений.
Обоснование классно-урочной системы
Одной из самых больших заслуг Я. А. Коменского считается исследование главных вопросов классно–урочной системы обучения и рассмотрение урока как формы организации обучения в школе. В педагогической системе известны различные формы организации учебно – воспитательной работы. Основной при этом долгое время являлась персональная работа учителя с учениками, потому что прием в среднее учебное заведение происходил в любое время года независимо от возраста, и каждый ученик получал задание учителя лично. Так было во всех государствах практически до XVIII века, а в некоторых даже до конца XIX века.
Полноценный урок как форму организации процесса обучения представил именно Я. А. Коменский. В своих трудах он раскрывает основные положения его организации:
- постоянный состав учащихся, находящихся ориентировочно на одном уровне развития;
- проведение занятий в конкретное время по стабильному расписанию, предусматривающему чередование учебных предметов;
- одновременная работа учителя со всем классом по одному предмету;
- руководящая роль учителя в течении всего периода обучения.
Коменский подверг резкой критике господствующий в его время школьный режим в целом и индивидуальною форму организации занятий в особенности. Именно урок он предложил в качестве основной правильной формы организации учебного процесса.
Много времени педагог уделил общим вопросам преподавания, четкому определению места и времени обучения. Так, были сформированы основные пункты, характеризующие классно-урочную систему:
- учащиеся должны приниматься в среднее учебное заведение в одно и то же время для получения поэтапного образования, при этом никто не может быть принят уже после начала занятий, как и никто не будет выпущен из школы до конца занятий;
- все учащиеся должны быть разделены на классы;
- по количеству классов должно быть открыто количество кабинетов;
- классным занятиям учащиеся день за днем обязаны уделять 4 часа;
- каждый час должен иметь собственную четкую задачу, которая непременно должна быть решена;
- в конкретное время каждый учащийся по сигналу обязан тотчас же отправиться в учебную комнату и занять свое место;
- когда учитель что – нибудь излагает и поясняет, все учащиеся обязаны внимательно слушать его;
- после каждого часа должен быть перерыв, отдых.
По Коменскому, каждый хороший урок обязан содержать изложение нового материала и упражнения, которым он отводил 75% времени.
Сегодня по своему дидактическому назначению это ориентировочно соответствует такому типу урока, который называют комбинированным. Структуру урока педагог делит на 3 части начало (повторение пройденного и актуализация внимания), продолжение (показ, восприятие, разъяснение) и окончание (упражнения, овладение знаниями, их использование). Вопрос о трудоемких домашних заданиях он рассматривал негативно, так как центр тяжести в усвоении учащимися учебного материала переносится на самостоятельную работу, вследствие чего ребенку приходится испытывать огромные затруднения, заучивая непонятный для него материал. Во избежание этого Коменский требовал так пояснять материал и разрабатывать его при помощи упражнений, чтобы учащемуся приходилось дома только лишь быстро повторить все перед уходом в школу.
Таким образом, Я. А. Коменский не только осветил все главные вопросы преподавания, но и обосновал целую дидактическую систему классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.