Общая характеристика учебника
Учебник - основное средство воспитания, в котором методически перечислены учебный предмет или его части, которые соответствуют программе. Школьники используют учебник под наблюдением преподавателя, как на уроке, так и при работе дома самостоятельно. Книга должен быть пригодна для вырабатывания отчетливых общеобразовательных научных знаний, умений и навыков, содействовать развитию личности, отвечать современным требованиям и организациям форм обучения.
В учебнике расположена научно достоверная и современная информация, ее создают, учитывая такие законы дидактики как регулярность, постоянство, последовательность, наглядность, усвояемость. Учебник должен создавать у учеников общенаучную картину окружающего их мира. Ему следует выражать систему и количество знаний, которые нужно усвоить, а также содержать задания и примеры, которые помогают сформировать необходимый умения и навыки ученика, должен совпадать с возрастными особенностями и уровнем предварительной подготовки учащихся. Для создания эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в учебнике размещают материалы, которые способны порождать эмоции, учитывая психические возрастные особенности учеников.
Принципы создания учебника
При составлении учебника необходимо принимать во внимание некоторые правила:
- общение, умение создать диалог ученика с книгой;
- любознательность, вероятность его пополнения вспомогательными средствами обучения;
- моделирование, создание модели как средства приобретения обязательных познаний о предмете или событиях, которые изучаются;
- самостоятельность, что допускает расценивать учебник как целостную систему.
Основными компонентами такой книги является текст и внетекстовые элементы (красочный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).
Текст учебника составляют на понятном языке, учитывая детскую психологию. В предложении не должно быть более 16 слов. Желательно ограничивать число наречных и деепричастных оборотов. Если используются специальные термины, то приводится их краткое определение и перевод. В учебнике нужно размещать указатель терминов, систему вопросов и заданий для работы с ними. Названия, формулировка понятий, описание законов, разъяснения явлений должны отвечать общепринятым в науке и практической деятельности. Запрещено использовать большое количество незнакомых понятий в учебнике.
Виды текстов
Тексты бывают следующих видов:
- базисные тексты - содержат основной теоретический материал.
- добавочные тексты, которые охватывают интересную развивающую информацию.
- объяснительные тексты, обеспечивающие необходимым. дополнительным материал, непосредственно связанным с основным текстом.
В учебнике, кроме главного текста, имеется - предисловие, введение, содержание, сигнальные символы (геометрические, цифровые, буквенные, знаковые или в виде рисунков условные обозначения), алфавитный, именной и тематический указатели и т.д.
Оформление учебника
Учебник содержит:
- инструкции и информационные материалы (памятки, комментарии, указания для самостоятельной работы с материалом и практические задачи, наблюдений и опытов, образцы решения задач, примеров),
- таблицы, подписи-по-объяснения в иллюстрированного материала,
- упражнения, задания и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи.
Варианты задач могут быть разными: контрольные задания по темам; задания для воспроизведения текущего учебного материала; задания творческого характера на применение новых знаний, наблюдения, проведения практических и лабораторных работ; задачи, разные по уровню сложности.
В учебник необходимо вносить точные сведения из истории научного познания, определение научных гипотез, наблюдения, эксперименты. Учебник по истории должен заключать информацию об археологических раскопках, отрывки из исторических документов, учебник по географии - описания географических экспедиций и т.д. Также уместно печатать портреты деятелей науки и искусства.
Иллюстрации в учебнике должны нести необходимые научные сведения, соответствовать содержанию, композиции, размерам и качествам, отвечать уровню подготовленности и возрастным особенностям учащихся. Иллюстрации следует применять также как самостоятельные источники информации, дополнения к тестовым материалам. Рисунки помогают понять неизвестные слова, обозначающие определенные предметы или явления. Иллюстрации могут быть сюжетные, наглядные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. Работать с иллюстрациями нужно основываясь на задачи репродуктивного, проблемного и творческого характера.
Шрифтовое оформление и качество печати согласовывают с общепризнанными требованиями школьного образования. Основные и добавочные тексты выделяют шрифтами разной гарнитуры и размеров, согласно установленным нормам. На тех же условиях выбирают длину строки, интервал между строками, плотность букв, размеры полей и т.п. Иллюстрации должны быть яркими, одинаковый, шрифт четкий, чтобы можно было читать на белом, сером и цветном фонах или на участках разноцветных иллюстраций. Величина книги должна быть удобной в использовании и переносе в портфеле или ранцы. Вес учебника не должна превышать 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.
Итак, рассмотренные эргономические запросы регулируют и предоставляют удобные и безопасные для здоровья детей условия обучения и воспитания, обеспечивают их работоспособность.