Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Требования к учебникам

Общая характеристика учебника

Учебник - основное средство воспитания, в котором методически перечислены учебный предмет или его части, которые соответствуют программе. Школьники используют учебник под наблюдением преподавателя, как на уроке, так и при работе дома самостоятельно. Книга должен быть пригодна для вырабатывания отчетливых общеобразовательных научных знаний, умений и навыков, содействовать развитию личности, отвечать современным требованиям и организациям форм обучения.

В учебнике расположена научно достоверная и современная информация, ее создают, учитывая такие законы дидактики как регулярность, постоянство, последовательность, наглядность, усвояемость. Учебник должен создавать у учеников общенаучную картину окружающего их мира. Ему следует выражать систему и количество знаний, которые нужно усвоить, а также содержать задания и примеры, которые помогают сформировать необходимый умения и навыки ученика, должен совпадать с возрастными особенностями и уровнем предварительной подготовки учащихся. Для создания эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в учебнике размещают материалы, которые способны порождать эмоции, учитывая психические возрастные особенности учеников.

Принципы создания учебника

При составлении учебника необходимо принимать во внимание некоторые правила:

  • общение, умение создать диалог ученика с книгой;
  • любознательность, вероятность его пополнения вспомогательными средствами обучения;
  • моделирование, создание модели как средства приобретения обязательных познаний о предмете или событиях, которые изучаются;
  • самостоятельность, что допускает расценивать учебник как целостную систему.

Основными компонентами такой книги является текст и внетекстовые элементы (красочный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

Текст учебника составляют на понятном языке, учитывая детскую психологию. В предложении не должно быть более 16 слов. Желательно ограничивать число наречных и деепричастных оборотов. Если используются специальные термины, то приводится их краткое определение и перевод. В учебнике нужно размещать указатель терминов, систему вопросов и заданий для работы с ними. Названия, формулировка понятий, описание законов, разъяснения явлений должны отвечать общепринятым в науке и практической деятельности. Запрещено использовать большое количество незнакомых понятий в учебнике.

«Требования к учебникам» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды текстов

Тексты бывают следующих видов:

  • базисные тексты - содержат основной теоретический материал.
  • добавочные тексты, которые охватывают интересную развивающую информацию.
  • объяснительные тексты, обеспечивающие необходимым. дополнительным материал, непосредственно связанным с основным текстом.

В учебнике, кроме главного текста, имеется - предисловие, введение, содержание, сигнальные символы (геометрические, цифровые, буквенные, знаковые или в виде рисунков условные обозначения), алфавитный, именной и тематический указатели и т.д.

Оформление учебника

Учебник содержит:

  • инструкции и информационные материалы (памятки, комментарии, указания для самостоятельной работы с материалом и практические задачи, наблюдений и опытов, образцы решения задач, примеров),
  • таблицы, подписи-по-объяснения в иллюстрированного материала,
  • упражнения, задания и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи.

Варианты задач могут быть разными: контрольные задания по темам; задания для воспроизведения текущего учебного материала; задания творческого характера на применение новых знаний, наблюдения, проведения практических и лабораторных работ; задачи, разные по уровню сложности.

В учебник необходимо вносить точные сведения из истории научного познания, определение научных гипотез, наблюдения, эксперименты. Учебник по истории должен заключать информацию об археологических раскопках, отрывки из исторических документов, учебник по географии - описания географических экспедиций и т.д. Также уместно печатать портреты деятелей науки и искусства.

Требования к учебникам

Иллюстрации в учебнике должны нести необходимые научные сведения, соответствовать содержанию, композиции, размерам и качествам, отвечать уровню подготовленности и возрастным особенностям учащихся. Иллюстрации следует применять также как самостоятельные источники информации, дополнения к тестовым материалам. Рисунки помогают понять неизвестные слова, обозначающие определенные предметы или явления. Иллюстрации могут быть сюжетные, наглядные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. Работать с иллюстрациями нужно основываясь на задачи репродуктивного, проблемного и творческого характера.

Шрифтовое оформление и качество печати согласовывают с общепризнанными требованиями школьного образования. Основные и добавочные тексты выделяют шрифтами разной гарнитуры и размеров, согласно установленным нормам. На тех же условиях выбирают длину строки, интервал между строками, плотность букв, размеры полей и т.п. Иллюстрации должны быть яркими, одинаковый, шрифт четкий, чтобы можно было читать на белом, сером и цветном фонах или на участках разноцветных иллюстраций. Величина книги должна быть удобной в использовании и переносе в портфеле или ранцы. Вес учебника не должна превышать 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов.

Итак, рассмотренные эргономические запросы регулируют и предоставляют удобные и безопасные для здоровья детей условия обучения и воспитания, обеспечивают их работоспособность.

Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot