Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка

Сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка

Изменения, затронувшие преподавания русского языка в основной школе и отраженные в новом образовательном стандарте, касаются унификации программного содержания преподаваемой дисциплиной. В соответствии с новыми требованиями разработана примерная программа по дисциплине «Русский язык», которая отражает единое содержание и требования к уровню подготовки учеников пятых-девятых классов. Единого учебника, отвечающего полностью структуре рабочей программы, пока не предложено. В связи с этим перед преподавателем русского языка встает вопрос об использовании нескольких учебно-методических комплексов, позволяющих удовлетворить потребности учебного процесса и организовать качественное проведение уроков русского языка.

Несмотря на ориентацию всех учебно-методических комплексов на требования образовательных стандартов, они различаются в содержательном и структурном отношениях. Так, в учебно-методическом комплексе под редакцией М. М. Разумовской изучение таких частей речи, как причастие и деепричастие, предусмотрено в 6 классе, в то время как в учебном комплексе под редакцией Т. А. Ладыженской эти темы изучаются в 7 классе. Также в учебниках представлена разная логика изложения учебного материала, соответственно, они различаются в порядке следования разделов и тем в течение учебного года.

Статья: Сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Однако примерная программа преподавания, на которую должна быть ориентирована и рабочая программа учителя, предъявляет собственные требования к обязательному минимуму осваиваемого предметного содержания в каждом классе, а также в порядке следования тем внутри разделов. Поэтому учителю приходится обращаться к разным учебно-методическим пособиям для организации эффективной работы в классе.

В соответствии с принципами отечественной педагогики учебник выступает как одно из основных, но единственных средств обучения. Учебник по русскому языку является основой для организации классной и домашней работы учеников, однако его использование не исключает привлечения других материалов для преподавания: дополнительных учебно-методических комплексов, справочных материалов, цифровых ресурсов образования.

Принципы и приемы использования разных учебно-методических комплексов в преподавании русского языка

При использовании дополнительных по отношению к основному учебнику методических комплексов учитель должен руководствоваться рядом следующих принципов:

«Сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Принцип целесообразности: обращаться к дополнительному учебнику необходимо лишь в том случае, если этого действительно требует учебный процесс. Например, в основном учебнике отсутствует необходимый раздел или тема, который должен быть обязательно изучен по требованиям программы.
  2. Принцип преемственности: новый учебник не должен кардинально отличаться от основного ни по принципу подачи материала, ни по подходам к трактовке основных языковых единиц.
  3. Принцип доступности: дополнительный учебник должен соответствовать возрасту учеников и их уровню знаний.
  4. Принцип системности: использование разных учебников не должно превращать учебный процесс в «калейдоскоп» разрозненных сведений, взятых попеременно из различных источников, в преподавании должна сохраняться единая логика развертывания учебного содержания.

Остановимся более подробно на приемах сочетания различных учебно-методических комплексов в преподавании русского языка. Они касаются следующих аспектов:

  1. Использование теоретического материала параллельного учебного комплекса при отсутствии необходимых сведений в основном учебнике.
  2. Привлечение упражнений параллельного комплекса в качестве дополнительных заданий при изучении темы / раздела из основного учебника.
  3. Использование справочного аппарата дополнительного учебника (словари, памятки, схемы разборов и проч.).
  4. Применение на уроке комплекса цифровых ресурсов, которые относятся к другому учебно-методическому комплексу (аудиосборники диктантов, изложений, цифровые словари, интерактивные задания).

При обращении к дополнительным учебно-методическим комплексам учителю необязательно использовать новый учебник на уровне напрямую, раздавая его ученикам. Достаточно брать из него необходимые материалы, которые могут быть представлены на занятии в разном виде:

  • в качестве презентации (на слайдах),
  • в виде схемы или таблицы на доске,
  • в виде копии текста правила (упражнения),
  • в качестве карточек для парной или индивидуальной работы.

При таком подходе к сочетанию учебно-методических комплексов учитель может использовать любые ресурсы как дополнение к основному учебнику. В настоящее время в связи с развитием цифровой образовательной среды все больше учебно-дидактических материалов находится в открытом доступе в сети Интернет, поэтому к ним можно обращаться, минуя параллельные учебно-методические комплексы.

Таким образом, сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка позволяет реализовать требования новых образовательных программ и обеспечить учебный процесс необходимым дидактическим материалом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot