Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Различные подходы к классификации методов обучения

Трактовки понятия методов обучения

Методам обучения посвящено множество фундаментальных исследований и в общей теории педагогики, и в частных методиках преподавания отдельных дисциплин. Но проблема методов обучения остается актуальной. До сих пор делаются попытки создать научную систему методов обучения и разработать подходы к их применению.

В современной педагогике можно выделить три крупные группы методов:

Наибольшее количество споров вызывают методы обучения, выступающие в виде сложного, многомерного и многокачественного образования.

История развития и формирования методов обучения длительна. В древние времена использовались методы обучения, основанные на подражании. Образ и многократное повторение учениками показанных действий - один из древнейших методов обучения. С момента организации учебных заведений широко стали применяться словесные методы обучения. Основным способом преподавания долгое время было устное слово, а спустя некоторое время печатное слово. Печатную и устную информацию обучающиеся запоминали и механически воспроизводили. В средние века широкое распространение получил догматический метод обучения. В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты выступили за развитие личности, построенном на активности и сознательном усвоении знаний. Великий педагог Я.А. Коменский развил теорию методов обучения, обобщив ряд закономерностей:

  • обучение должно реализовываться в соответствии с возможностями и возрастом обучающихся,
  • двигаться в обучении от частного к общему и от простого к сложному,
  • сочетать слово и наглядность.

В России, наиболее эффективная схема взаимодействия педагог–ученик была предложена К.Д. Ушинским.

Существуют педагогические направления, которые не считают необходимостью исследовать методы и организационные формы обучения. Например, представители геттингенской педагогической школы.

Анализ организации процесса обучения на протяжении исторического развития человечества показывает, что выбор методов и форм обучения зависит от цели, поставленной перед образованием.

Понятие «метод» как педагогическую категорию можно характеризовать через изменение четырех компонентов:

  • метод как деятельность субъекта;
  • метод как деятельность объекта педагогического воздействия;
  • метод в зависимости от целей деятельности;
  • метод, характеризующий структуру и форму предмета их совместной деятельности.
Определение

На основе этого можно говорить, что метод обучения – это способ управления процессом формирования отдельной личности или группы через создание определенной формы и структуры предмета их совместной деятельности в соответствии с поставленными целями.

«Различные подходы к классификации методов обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы обучения можно также понимать как способы управления познавательной деятельностью учеников для решения дидактических задач.

В современном образовании на первый план выходит задача формирования умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в бесконечном потоке научной информации. Формирование в процессе обучения субъект-субъектных отношений находит отражение и в определениях методов обучения.

В Российской педагогической энциклопедии метод обучения обозначается как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, которые ведут к усвоению содержания образования.

По И.П. Подласому, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение определенной цели. По И. Ф. Харламову, методами обучения считаются способы обучающей работы педагога и организации управления познавательной деятельностью учеников по решению дидактических задач, конечная цель которых, овладение изучаемым материалом.

Основные классификации методов обучения

Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов. Прием здесь является элементом, звеном, элементарным актом педагогического процесса. На сегодняшний день нет единой классификации методов обучения. Разные авторы при групировке методов обучения используют различные признаки. Рассмотрим некоторые.

В традиционной классификации критерием является источник информации. Выделяют три основные группы методов:

  • словесные методы, включающие беседу, рассказ, лекцию, работу с учебной литературой;
  • наглядные методы, в частности: показ, демонстрация образцов и схем;
  • практические, подразумевающие упражнения, решение задач.

М. А. Данилов, Б. П. Есипов предлагали классифицировать методы обучения по их назначению и в качестве критерия использовать последовательность этапов обучения. При таком подходе методы обучения классифицируют по этапам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • творческая деятельность;
  • закрепление знаний, умений и навыков;
  • проверка знаний, умений и навыков.

Классификация по дидактическим целям использовалась Г.И. Щукиным, И.Т. Огородниковым. Они выделяли методы, способствующие:

Наибольшее распространение в последние годы получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Согласно ей выделяют три группы методов:

  • Методы организации и осуществления обучения:
    • словесные, наглядные и практические;
    • индуктивные и дедуктивные;
    • репродуктивные и проблемно-поисковые;
    • самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
  • Методы стимулирования и мотивации обучения:
    • интереса к учению;
    • долга и ответственности в учении.
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
    • устный,
    • письменный,
    • лабораторно-практический.

Классификация по характеру степени самостоятельности и творчества деятельности обучающихся была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эти ученые выделяют пять методов обучения с нарастанием степени активности и самостоятельности обучающихся. Данную классификацию удобно представить в табличной форме:

Различные подходы к классификации методов обучения

Все рассмотренные классификации обладают и достоинствами и недостатками. Все методы обучения взаимно проникают друг в друга. Если говориться об использовании определенного метода, это означает, что он в данной ситуации доминирует.

В реальном процессе важно не отнесение методов к классификации, а знание их дидактической сущности и условий эффективного применения.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot