Формирование проектной деятельности — задача общеобразовательной школы
Как не раз доказывает практика, проектная деятельность учащихся прекрасно организуется в условиях дополнительного образования, а также во внеурочное время. Для высоко мотивированных и одарённых учащихся работа в такой форме наполняет их досуговое время занятием по интересам, позволяет развивать свои возможности и самих себя, удовлетворять потребность в получении куда большего, чем школа.
Для слабого или среднего обучающегося внеурочные проекты – это дополнительная нагрузка. Занятие проектами в большинстве приводят к снижению успеваемости по некоторым предметам. Порой стремление успеть во всех видах процесса обучения приводит к чрезмерным умственным нагрузкам. Существует также мнение, что работа по проектам возможна только в системе работы с одарёнными или мотивированными к образованию детьми. Но это далеко не так. Даже те дети, которые учатся в коррекционно-развивающих классах, работа по проектам является довольно успешной.
В качестве дополнительного образования такая деятельность может развиваться и формироваться, но дополнительное образование не будет являться обучением всему, как минимум потому, что такое обучение не является обязательным. Как уже было сказано ранее, проектирование есть уникальное умение, которым должны в какой-то степени овладеть все ученики.
Вводить проектное обучение нужно в учебно-воспитательный процесс школы, как один из неотъемлемых элементов.
На самом деле такая деятельность строится на основе содержания, осваиваемого учащимися.
Цели любого образовательного учреждения в силу требований модернизации и развития системы образования рассматривается как работа на результат, а не на выполнение программ содержания по некоторым предметам. Таким образом, результатом образования должны стать не только усвоенные знания по предметам, но так же и универсальные навыки, к которым относится и проектная деятельность.
В образовательной практике применяется достаточно много методов и форм усвоения знаний. Они же, если поставить педагогическую задачу, в то же время при их развитии могут использоваться для формирования неординарных умений. К примеру, учитель может объявить целью урока изучение иной темы или рассмотрение иного явления. С одной стороны обучающиеся, могут даже не заметить, что преподаватель явно формулирует цели. Но с другой, когда имеет место определенная аргументация, например, объяснить причину, почему рассматривается именно это явление, то это даст четкий акцент на целеполагании.
Если учитель не будет спешить с формулировкой целей самостоятельно, а даст возможность детям подумать совместно с ним, он переведёт детей в активную позицию, при которой у детей и будет формироваться целеполагание. Постепенно идентичные ситуации дадут возможность ученикам более уверенно опираться в целеполагание по разным поводам: формулировать цель своей работы, формулировать цели решения проблем и тому подобное.
Проектное обучение может внедряться в существующую предметную классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса, но оно должно заменять собой предметное обучение. Проектное обучение должно быть простроено на принципах взаимодополнения и сосуществования по отношению к предметной системе, оно не будет вступать в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или другой системой, которая предусматривает формирование уникальных компетентностей. Даже напротив, она поможет решить множество проблем с выбором профиля или же профессиональной ориентации.
Попытаемся найти место новому так, чтобы не получить перегрузку ни учителя, ни учащегося, при этом не разрушая сложившейся системы учебного и воспитательного процесса, оптимизируя одновременно получить качественно новое в воспитании и обучении детей. Следует отметить, что в некоторых случаях это новое приобреталось непосредственно нашими учениками, но без направленных на это усилий со стороны учителей, что называется вопреки. Настало время сделать это с гарантией на успех, нормой нашего общеобразовательного процесса.
Жесткие рамки урочной, а также внеурочной нагрузки учеников и ситуации перегруженности учебного плана подталкивают нас искать приемлемые способы организации занятий по проектной деятельности учащихся. Одним из таких способов оптимизации заключается в минимизации числа учебных проектов, и использование обычных уроков с целью формирования отдельных элементов проектной деятельности. Использовать такие проекты учебного плана, которые являлись бы решением задач по освоению программного материала или увеличения познавательной активности на основании традиционных знаний.
Проектирование как инструмент развития интеллекта и креативности учащихся в обучении
Большая часть специалистов, которые над решением данного вопроса, продолжают дискутировать на тему «исследование», понимаемое как один из многообразия видов познавательной деятельности человека, и «проектирование», которое понимается, как решение практических задач, не замечая существенной разницы между этих двух понятий.
Главная цель исследовательского обучения – это, прежде всего формирование у обучаемого способности и готовности самостоятельно осваивать и выстраивать совершенно новые способы его деятельности.
Этот вопрос был затронут и в других областях науки, к списку которых относятся педагогическая и возрастная психологии, психодиагностика профессионального отбора и др.
Не имеет значение, что результаты, которые были получены в ходе проведения тестов и анализа материалов, собранного учеными, и термины «проектирование» и «исследование» связаны с понятием прогнозирование. Таким образом, в этом направлении исследование и проектирование рассматривается учеными как способ развития интеллекта и креативности любого ребенка в обучении.