Значение контроля в обучении
Управление любым процессом так или иначе связано с контролем как определенной системой выяснения производительности и результативности деятельности. Особенно важен контроль в педагогической сфере, для успешного протекания процесса обучения. Это вполне объяснимо, поскольку любой из участников педагогического взаимодействия теряет управление работой, если не получает информации о ее промежуточных и итоговых результатах.
По своей сущности контроль призван обеспечить так называемую обратную взаимосвязь между педагогом и учеником. Он ориентирован на получение информации, которую педагог анализирует и при необходимости вносит нужные коррективы в ход обучения. Это может касаться изменения содержания материала, выбора форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
Контроль в ходе учебно-воспитательного процесса достаточно полно отработан как в теоретическом, так и в методическом отношении. Как условно самостоятельный шаг он исполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Образовательно-развивающее значение контроля знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, слушая ответы одноклассников, но и сами активно принимают участие в выборочном опросе: задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Кроме того, учащиеся слушают дополнительные объяснения учителя, если ответ неправильный или имеет недочеты.
Воспитательная функция несет значение контроля в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Постоянный контроль увеличивает ответственность за выполняемую работу как учащихся, так и самих учителей, приучает к аккуратности, сформировывает положительные нравственные качества и стимулирует деятельность коллектива в целом. Помимо того, контроль может помочь ученику лично разобраться в собственных знаниях и возможностях, содействуя таким образом формированию самооценки.
В когнитивной области благодаря контролю проверяется запоминание и воссоздание учебного материала, умение выполнять всевозможные действия с ним.
Помимо учета знаний, умений и навыков учащихся, контроль также выявляет следующее:
- общественное и психологическое развитие обучающихся;
- сформированность мотивов учения и деятельности;
- сформированность и уровень развития чувства ответственности, нравственных норм и должного поведения.
Контроль в обучении важен для учителя, так как дает ему возможность лучше узнать учащихся, корректировать учебный процесс и управлять им. Для родителей контроль также имеет большое значение, поскольку они всегда хотят иметь полную информацию об успехах своих детей.
Контроль результатов обучения - актуальная часть учебного процесса. Его задача содержится в том, чтобы выявлять, в какой мере достигнуты цели обучения. В процессе контроля педагог обязан твердо знать, каким должен быть уровень усвоения учебного материала, и в соответствии с этим выдавать задания на воспроизведение или использование знаний в конкретной ситуации.
Однако контроль результатов обучения в значительной степени теряет собственное значение, если он не связывается с комплексной диагностикой, то есть не рассматриваются причины выявленных ошибок и пробелов. Именно диагностика может вскрыть несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся, указать на недостаточное количество времени для его изучения или же на санитарно-гигиенические условия работы класса.
Принципы контроля
Контроль реализуется в соответствии с такими принципами, как целенаправленность, объективность, всесторонность, регулярность и индивидуальность.
Принцип целенаправленности представляет собой конкретное определение цели любого контроля. Ее постановка планирует и описывает всю последующую работу по обоснованию применяемых форм, методов и средств контроля. Цели подразумевают ответы на следующие вопросы: что обязано проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на базе полученных результатов контроля, какой вообще предполагается результат. При конкретизации целей контроля исходят из взаимосвязанных целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на конкретном этапе преподавания.
Объективность контроля ликвидирует случаи субъективных и ложных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и сокращают воспитательное значение контроля. Объективность находится в зависимости от многих факторов, среди которых точное выделение общих и отдельных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность способами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность его проведения. От решения этих вопросов зависит и объективность и качество контроля.
Всесторонность контроля заключается в охвате огромного по содержанию проверяемого материала. Данный принцип включает в себя усвоение главных идей определенного курса, учебного материала по особым содержательным линиям, знание учащимися отдельных и значимых фактов, понятий, закономерностей, теорем, методов действий и приемов работы. При этом изобилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, предъявляются высокие требования к методике выделения и отбора объектов проверки.
Под регулярностью имеются в виду систематические процедуры контроля, которые смешиваются с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого школьника с учетом его учебных особенностей и способностей.
Помимо прочего, важное значение имеет и обилие форм проведения контроля.
Эти принципы следует рассматривать как конкретные предъявляемые требования к контролю в обучении. Они должны соблюдаться для успешного протекания хода учебно-воспитательного процесса и, как следствие, повышения качества образования.