Закономерности педагогического процесса
Тенденция воспитания как общественного явления заключается в присвоении молодым поколением социального опыта старших.
В этом заключается основной закон педагогического процесса. Существуют и специфические законы, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Это зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил в обществе и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется также интересами господствующей прослойки общества, политикой и идеологией государства.
Эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических условий. Эти условия зависят от социально-экономического положения страны и от действий субъектов, в частности представителей органов образования. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности заключается в результатах обучения и воспитания, зависящих от характера деятельности воспитанника. Важна закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрасту и особенностям обучаемых. Для практики педагогического процесса важно уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Например, содержание определенного воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Таким образом, закономерности выражаются в принципах.
Принципы – это, по сути, основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс.
Принципы педагогического процесса формулируются на основе закономерностей. Они же являются итогом достижений педагогической науки и современной педагогической практики. Их основа выражается закономерными связями между педагогами и учениками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление таких принципов, как:
- развивающий характер обучения,
- воспитывающий характер обучения,
- единство обучения и воспитания.
Зависимость педагогического процесса от уровня развития производительных сил породила принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой.
В функциональном подходе принципы обучения и воспитания рассматриваются изолированно. С точки зрения целостного педагогического процесса выделяют две группы принципов:
- организация педагогического процесса,
- руководство деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса взаимосвязаны педагогические правила. Они основываются на принципах, подчиняются им и конкретизируют их. Правила диктуют характер отдельных действий в деятельности педагога, которые приводят к реализации принципов. Правило используется в зависимости от конкретной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Принцип гуманизма педагогического процесса – это основной принцип образования, который выражает необходимость сочетания целей общества и отдельной личности. Для реализации этого принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. В этой теории невозможно стихийное, спонтанное развитие детей.
Важное место в организации педагогического процесса отводится его связи с реальной жизнью и производственной практикой. Этот принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с изменениями в экономике, политике, культуре и общественной жизни государства и в мире. Для реализации этого принципа требуется постоянное ознакомление обучаемых с текущими событиями. Воспитанники должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в различных мероприятиях.
Связь педагогического процесса с производственной практикой необходима потому, что практическая деятельность - это источник познавательной деятельности, правильный критерий истины и область приложения результатов познания.
Изучение теории может основываться на имеющемся у учеников опыте. Осуществления принципа связи с жизнью и практикой возможно через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, в том числе трудовую. Труд при этом должен приносить удовлетворение от процесса созидания и творчества. Коллективный труд помогает в формировании общественного поведения и ценных личностно-деловых качеств. Важно, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Принцип научности позволяет привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки и опытом, который накоплен мировой цивилизацией. Научность проявляется при разработке учебных планов, программ и учебников. В соответствии с данным принципом педагогическое взаимодействие направляется на развитие познавательной активности ребят, на формирование умений и навыков научного поиска. Реализация данного принципа происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение явлений, фиксацию и анализ результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в этих спорах своего мнения, использование научной литературы.
Фундаментальным принципом организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Человек становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Общение и обособление – это источник социального богатства человека. В коллективе наиболее полно развивается и проявляет себя каждая отдельная личность. С помощью коллектива воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. В коллективе человек усваивает правила общения, поведения, вырабатывает организаторские навыки руководства и подчинения.
Еще один важный принцип - требование преемственности, последовательности и систематичности, которое направлено на закрепление знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Связь и преемственность задач педагогического процесса, обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Преемственность требует построения системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность дают возможность за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности реализуется в процессе планирования.
Важнейшим организующим положением целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основывается на закономерностях познания окружающего мира и развития мышления, развивающегося по принципу: от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается иллюстрациями, демонстрациями, лабораторно-практическими работами, использованием примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
Педагогическое управление направлено активность, самостоятельность и инициативу детей. Отсюда вытекает принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучению их выполнению различных работ, для поощрения инициативы и творчества.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе заключается в активной роли воспитанника в педагогическом процессе. Активность ребенка должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на процесс самостоятельного изыскания знаний.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса возможно только при взаимодействии всех педагогических систем.