Понятие педагогической технологии
Ученые характеризуют педагогическую технологию как строго научное конструирование и четкое вопроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Ученые выявили значительные признаки технологии обучения:
Технология разрабатывается под определенный преподавательский план. Можно различать технологию передачи познаний и технологию становления личности.
Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций строится строго в согласовании с целевыми установками, имеющими форму определенного прогнозируемого итога.
Составляющие педагогической технологии обязаны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым преподавателем, а с другой - обеспечивать достижение намечаемых итогов всеми подростками.
Органической частью педагогической технологии считаются диагностические упражнения, имеющие критерии, характеристики и инструментарий измерения итогов деятельности.
Ученые считают, что необходимо стремиться, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы, к обеспечению органичного единства всех его компонентов, принимая во внимание, что изменения в одном из них повлекут за собой изменения остальных.
Классификация педагогических технологий
В современной педагогике используются разные педагогические технологии, которые содействуют значительному повышению качества образования. Творческий подход к собственной профессиональной деятельности дозволяет педагогу увеличить собственные способности за счет интеграции познаний по преподаваемому предмету и передовых педагогических технологий. Педагогические технологии это определенным образом организованные процессы обучения. При определении педагогических технологий используют следующую классификацию:
- описание педагогического процесса, который обязан привести к запланированному итогу;
- алгоритмизация деятельности преподавателей и воспитанников на основе проектирования всех учебных ситуаций;
- план процесса формирования личности;
- научно аргументированное указание эффективного воплощения педагогического процесса.
Педагогические технологии, в отличие от всех остальных технологий, содействуют наиболее эффективному обучению, достигаемому повышением интереса и мотивации к нему у учащихся. Есть огромное количество педагогических технологий, различающихся всевозможными аспектами. Условно их можно поделить на три категории:
- объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала;
- личностно-направленное обучение, нацеленное на индивидуальный подход и саморазвитие личности;
- развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов становления личности.
В каждой из данных групп употребляется несколько разных технологий обучения. Технология формирования способов учебной работы считается одной из самых главных педагогических технологий и рекомендуется к использованию главным образом начинающим учителям. Она излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, намерений, описаний и характеристик. В методической литературе данная технология довольно широко освещена и систематизирована.
Технология опорных сигналов или опорных конспектов позволяет систематизировать и анализировать логические связи на основе схем. Схемы логических связей призваны помочь понять законы природы, происходящие в ней химические и физические процессы. Например, превращение воды из жидкого в газообразное и твердое состояние в зависимости от температуры и давления окружающей среды позволяют выстроить логическую цепочку связей между этими процессами. Более сложные процессы разбивают на составляющие опорные явления, которые после построения логических цепочек позволяют понять всю картину в целом. Технология личностно-ориентированного дифференцированного обучения основана на разделении учащихся на условные группы в зависимости от их индивидуальных особенностей. При этом учитываются такие факторы, как отношение школьников к учебе, степень подготовленности, способности к обучению, интерес к изучению предмета. На основе такого разделения формируются контрольные задания, различающиеся по сложности, методам и приемам выполнения и диагностики результатов. Технология проектной деятельности заключается в организации исследовательской деятельности. Типы проектной деятельности могут быть различные: творческие, исследовательские, информативные, фантастические и другие. В частности, при подготовке к сочинениям и другим творческим работам школьникам предлагается провести поисково-исследовательскую работу по материалам, размещенным в сети Интернет и различным литературным источникам. Вся собранная информация анализируется и систематизируется в классе, после чего отбираются наиболее интересные варианты для написания работы. Результаты написанных таким образом творческих работ часто становятся претендентами на получение наград на различных конкурсах. То есть, эти методы помогают сделать процесс обучения более насыщенным и ярким. Компьютерные технологии вносят в педагогические технологии значительные коррективы и предоставляют широкие возможности для повышения эффективности процесса обучения. Современная система образования нацелена на вхождение мировое информационно-образовательное пространство, в котором компьютерным технологиям принадлежит ведущая и основополагающая роль. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет преподавателю реализовать интерактивный диалог с учетом дифференцированного подхода к обучению, выбрать любые подходящие методы визуализации изучаемого предмета.
Технологизация педагогического процесса
Технологизация педагогического процесса - это устройство поэтапной реализации совокупности системных частей целостного педагогического процесса, ведущий к эффективным итогам изучения и воспитания детей.
Технологизация педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических действий, нацеленных на достижение эффективных итогов. К ним относятся технология установления педагогически подходящих взаимоотношений, технология моделирования педагогического процесса, технология воплощения педагогического процесса, технология управления педагогическим действием, анализ осуществленной технологии педагогического процесса и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Вышеназванные процессы характеризуют поэтапное развертывание педагогического процесса во времени и имеют циклический характер.
Технологизация педагогического процесса реализуется в соответствии с принципами, то есть главными правилами, которыми руководствуются в профессиональной педагогической деятельности.
Технологизацию педагогического процесса нереально выполнить без сформированности технологической культуры преподавателя как принципиального фактора, влияющего на эффективность итогов педагогической деятельности. Технологическая культура преподавателя - это совокупность знаний, умений и опыта целенаправленной работы педагога по комплексному внедрению и многостороннему изучению педагогической технологии. Преподавателю нужно уметь определять перспективы и приоритеты той или иной технологии, предсказывать желаемые итоги; уметь моделировать стратегию и тактику достижения предсказуемых итогов; обладать педагогическим профессионализмом, креативностью.