Гуманизация образования
В основном для общества постоянное обучение является особой областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а в идеале идеальных условий основного и профессионального формирования личности каждого человека. Гуманистическая нацеленность данной политики базируется на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как его значительной силе. В нем находит реализацию понятие марксизма о том, что «вольное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Гуманизм постоянного образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, основой предельно благоприятных возможностей для формирования его творческой индивидуальности. Важность и стандарты культуры, искусство, нравственность, все преимущества сферы духовной жизни преобразовываются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной работы, в ту основу, которая предопределяет не только содержимое образования, но и формы взаимосвязи между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составляет содержательную основу этого процесса и является важным средством преодоления технократического отношения к реальности.
Демократизация образования
Демократизм образования предопределяется его общедоступностью, обеспечением каждому человеку шанс получить и развить свои знания. Его неотделимая сторона – демократизация всего образа жизни образовательных учреждений, их деятельность на основе самоуправления, вовлечение самих обучающихся и увлеченность групп населения к решению всех задач, охватывая и вопросы субсидирования образования. Демократизм образования предполагает создание условий для удовлетворенности запросов представителей различных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.
Демократизация школы
Демократизация школы – это отречение от понятия «винтика» ради концепции человека как наивысшей ценности социалистического общества. Это – поворот к нуждам и требованиям общества и личности. Это освобождение педагогических взаимоотношений, преобразование самой их сущности, освобождение от системы подчинения или противостояния в систему совместной работы. Это – публичность школы, вовлечение общественного фактора в ее развитие.
Это – самый безопасный механизм образования, один из определяющих факторов демократизации общества.
Первый шаг к демократизации образования сегодня - это отказ от стереотипа, который контролирует государственные школы, стереотипа понимание ее как государственного учреждения.
Нужно преодолеть отчужденность общества от школы и школы от общества, оторванность школы от процессов, осуществляющихся в общественной жизни.
Гуманизация школы
Главный порок современной школы – ее обезличенность. Командный, административно-бюрократический дух и строй школы, ее технократизация ведут к тому, что фактически на каждом уроке педагогического процесса было утеряно основное, - то, что описывает любую форму человеческой деятельности – сам человек. Забыли про то, что «человек ость мера всех вещей».
Перебороть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.
Гуманизация – это поворот школы к ребенку, внимание к его личности, заслугам, вера в него, утверждение его личностных стремлений, запросов и интересов. Это – образование максимально благополучных условий для выявления и формирования его способностей, для его самоопределения. Это – нацеленность школы не только на подготовленность ребенка к будущей жизни, но и на предоставление полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов – в детстве, отрочестве, юности.
Гуманизация – главный элемент нового педагогического понимания.
Она в корне изменяет саму суть и природу этого процесса, устанавливая ребенка в центре. Главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.
Гуманизация осуществляется, в частности, путем поэтапной индивидуализации всего педагогического процесса (принимается во внимание личностная специфика обучающегося) и его «персонализация» (внимание к индивидуальным особенностям личности педагогов).
Главную роль в гуманизации школы, воспитания играет искусство. Оно является средством развития и формирования творческих особенностей, выразительного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.
Значение демократизации содержимого, форм и методов образования – в предоставление всем и каждому возможностей к высшим этажам культуры, в предельно возможном раскрытии талантов детей, в ликвидации любых препятствий на пути их формирования.
Информатизация образования
Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, совокупность социально-педагогических изменений, зависящих от введения вычислительной техники и информационных технологий образовательных организациях и в образовательный процесс. Информатизация образования широко распространилась во всем мире именно в последнее десятилетие – это связанно с доступностью для системы образования и относительной легкостью употреблением различных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.