В рамках интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство, особую актуальность приобретает оптимизация образовательно-воспитательного процесса, поиск новых форм, методов и средств обучения, наполнения его новым содержанием, внедрение традиционных и инновационных принципов обучения.
Подходы к дефиниции общедидактических принципов
В наиболее общем виде принцип представляет собой центральное понятие, обоснование системы, определенное обобщение и распространение положения на все явления какой-либо сферы человеческой деятельности.
Применительно к педагогике выделяют общедидактические и методические принципы.
Под общедидактическими принципами в современной научной литературе понимают принципы, провозглашенные в качестве обязательных в процессе изучения всех предметных дисциплин.
Общедидактические принципы
К общедидактическим принципам могут быть отнесены принцип соответствия содержания образовательно-воспитательного процесса социальным потребностям на конкретном историческом этапе развития общества и государства; принцип синтеза, единства процессуальной и содержательной сторон обучения, предполагающий тесное единство содержания предметной дисциплины способам и формам усвоения содержания обучающимися; принцип структурирования содержания предметной дисциплины и т. д.
Одним из приоритетных общедидактических принципов выступает принцип научности, направленности образовательно-воспитательного процесса на формирование у обучающихся знаний об общенаучных методах познания в конкретных проявлениях; развития умений практической имплементации полученных знаний в процессе реализации собственной академической или профессиональной деятельности; понимания актуальности использования тех или иных научных методов на конкретном этапе исторического развития социума. В процессе реализации данного принципа в педагогической практике огромная роль отводится средствам повышения наглядности представленных дидактических материалов, современным информационно-коммуникативным технологиям.
С принципом научности обучения тесно связан принцип системности, направленный на формирование у обучающихся структурных и смысловых связей между знаниями. Соблюдение указанного принципа позволяет двигаться от простого к сложному, от усвоенного материала к новому, оптимизируя процессы усвоения знаний, умений и навыков, формируя базу для повышения мотивации, самостоятельности в процессе познания.
Принцип междпредметных связей предполагает репрезентацию в рамках отдельных учебных дисциплин диалектических взаимосвязей. Межпредметные связи в академической сфере выступают эквивалентами межнаучных связей, соответственно, реализация указанного принципа позволяет отразить всю совокупность феноменов и процессов окружающего мира в их противоположности и единстве, во всем многообразии и противоречивости.
Принцип доступности предполагает выявление реального уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся, что позволит подобрать содержание обучения, дидактических материалов, отвечающих индивидуальным, возрастным особенностям и потребностям обучающихся.
Общедидактические принципы личностно-ориентированного обучения
В рамках модернизации системы образования все большую актуальность приобретает личностно-ориентированный образовательно-воспитательный процесс, основными принципами которого выступают следующие:
- Принцип личностного целеполагания и выбора индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута;
- Принцип продуктивности обучения;
- Принцип ситуативности обучения.