Образование как система
Образование как систему можно представить в виде развивающейся сети учреждений различного вида и уровня.
Главные составляющие образования как макросистемы, которая имеет муниципальный статус — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
Система образования в РФ и прочих государствах выступает в качестве открытой, постоянно развивающейся системы, обладающей несколькими специальными параметрами.
- Система образования эффективна в том случае, если она основывается на стратегии становления общества и человека в нем и соответствует конкретному времени.
- Система образования всегда нацелена на будущее. Текст одной из реформ образования в Японии даёт такое определение: образование — это столетнее растение.
- Система образования ежедневно обновляется содержанием, целями, организационными формами, приспособлениями управления, образовательными технологиями.
Требования к системе образования
Во-первых, образование должно быть доступным. Правительство обязано дать возможность любому гражданину, получившему общее среднее образование и имеющему заверяющий документ о завершении, продолжить образование во всяком высшем учебном заведении. Невозможность преподавания обязана оцениваться человеком как правосудное ограничение. Потому при поступлении в вуз обязаны отсутствовать любые сословные, национальные, религиозные, половые, классовые и политические ограничения.
Во-вторых, образование должно обладать определённым качеством. Высшее образование как шаг в образовательной работе человека обязано быть личностно и общественно важным. С одной стороны, изучение обязано посодействовать человеку в высококачественном подъеме, с другой стороны, приобретенные познания и компетентная подготовка обязаны обеспечить человеку приличную жизнь.
В-третьих, система образования должна быть направлена на реализацию академических свобод студента в ходе изучения. Будущийстудент обязан быть уверен в том, что у него есть возможность подбирать и каждый день уточнять собственную профессиональную образовательную направленность (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. п.). Помимо того, в высшем учебном заведении все дела между студентами и учителями обязаны быть основаны на доверительных отношениях и принципах взаимоуважения, а учебный процесс обязан быть построен так, чтоб не ущемлять права человека, обеспечивать свободу от физического и психического насилия.
Образование как процесс
Образование как процесс отображает этапы и специфику становления образовательной системы как изменение ее состояния за точный временной период.
Данная динамическая черта образования связана с ходом достижения цели, приемами получения итога, потраченными при всем этом усилиями, формами и условиями организации изучения и воспитания, результативностью преподавания и воспитания как степенью соотношения требуемого и ненужного изменения в человеке. В данном процессе взаимодействуют воспитание и образование, работа воспитателя и работа обучаемого. Важный момент – атмосфера и среда, где осуществляется образовательный процесс: хорошие отношения между всеми субъектами образовательного процесса, многократный образец добросовестности и творческих усилий со стороны преподавателя, его поддержка и доброжелательность ко всем обучающимся и совместно с тем успешная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и тяжелого труда, стимулирование к самостоятельности и неизменная поддержка энтузиазма к учению и т. д.
В России с 1917 года до сегодняшнего времени образование прошло долгий путь: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, в конце концов, обязательного среднего образования и дальше практически до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в РФ в масштабах закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года наша родина переходит к системе 12-летнего образования. В данный период система школьного образования осуществлялась в масштабах единообразной школы во всех городах и селах России. Образовательный процесс организовывался по единым учебным проектам и программам для реализации единых целей и задач. С 1991 года в РФ стали оживляться гимназии, лицеи, частные школы и были свежие образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества, добавочные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим, различные школы и университеты действуют в настоящее время по различным учебным программам, дают разные образовательные услуги, в том числе и коммерческие, ставят и решают различные образовательные задачи.
Главные принципы педагогического процесса
Определим основные принципы педагогического процесса:
- Гуманистический принцип, который значит, что в тенденции педагогического процесса обязано быть проявлено гуманистическое начало, а из этого можно сделать вывод о стремлении к единению целей становления и жизненных установок определенной личности и общества.
- Принцип сочетания теоретического начала процессов изучения и воспитания с практическими деяниями. Определение ценности олицетворения идеи практической работы в жизни подрастающего поколения представляет постоянное приобретение опыта социального поведения и позволяет сформировать значимые личностно-деловые качества.
- Принцип научности, который подразумевает потребность привести в соотношение содержание образования с явным уровнем научно-технических достижений сообщества, также согласно с уже скопленным навыком цивилизации.
- Принцип ориентации педагогического процесса на составление в единстве познаний и умений, сознания и поведения. Сущность этого принципа состоит в притязании организации работы, при которой дети имели бы возможность удостовериться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
- Принцип коллективизма процессов преподавания и воспитания. Данный принцип имеет в собственной базе соединение и взаимопроникновение разных коллективных, массовых и персональных способов и средств организации обучающего процесса.
- Систематичность, преемственность и последовательность. Этот принцип предполагает укрепление познаний, умений, личных достоинств, что были усвоены в ходе изучения, а еще постоянное и последовательное их развитие.
- Принцип наглядности. Это одна из актуальных основ не только процесса преподавания, но и всего педагогического процесса. В этом случае причиной наглядности преподавания в педагогическом процессе вполне возможно считать те законы и основы исследования наружного мира, что приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
- Принцип связи педагогического управления и самостоятельности подростков. Чрезвычайно важно с ребяческих лет приучать человека к исполнению конкретных видов работ, поощрять инициативу. Данному и содействует принцип сочетания успешного педагогического управления.
- Принцип сознательности детей. Данный принцип призван продемонстрировать значение интенсивной позиции учащихся в педагогическом процессе.