Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.
Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).
Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. В общем смысле наглядные методы можно подразделить на 3 группы:
- наблюдения,
- иллюстрации,
- демонстрации.
Данная классификация расценивает наглядные методы по источнику знаний. В педагогической литературе она часто подвергалась критике, поскольку не отображает характер познавательной деятельности учащихся и степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, эта классификация в настоящее время остается самой популярной у учителей-практиков.
Наблюдение
Метод наблюдения - это трудоемкий познавательный процесс, который представляет собой длительное, целенаправленное восприятие предметов и явлений реальности. Оно необходимо для формирования у учащихся точных представлений, служащих опорой для обобщений. Эффективность восприятия предметов и явлений реальности находится в зависимости от степени сформированности у детей навыков наблюдения, поэтому уже в раннем возрасте следует обучать этому ребенка, развивая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать главное, раздумывать над увиденным, выражать идеи словом. В детском саду и начальной школе постепенно посредством картинок и презентаций дети упражняются в наблюдении за погодой, природой, переменами в растительном и животном мире, сезонном труде людей. Наблюдения проводятся под руководством педагога. Это содействует умственному развитию детей и формированию у них верных представлений о живой и неживой природе. При этом нужно применять самые разнообразные приемы и формы работы.
Наблюдение также можно рассматривать как умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них главное, отмечать происходящие перемены, устанавливать их первопричины, делать выводы. Всё это имеет огромное значение для формирования у детей полноценных представлений о жизни и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. Иллюстрации
Иллюстрации имеют цель ознакомления учащихся с предметами, объектами, явлениями в естественной форме либо с их изображениями. Иллюстрироваться могут растения, животные, явления и предметы науки, техники, искусства.
методов обучения">
Рисунок 1. Характеристика наглядных методов обучения
Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.
При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:
- они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
- педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
- иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.
Демонстрации
Метод демонстраций традиционно связан с презентацией устройств, оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ. Они применяются с целью формирования у учащихся интереса, познавательной мотивации, создания проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией.
Так, при использовании компьютера, магнитофона демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы употребляются при демонстрации новых достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений дизайнеров. Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на базе технологии мультимедиа дают кабинеты, оборудованные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.
Рисунок 2. Характеристика наглядных методов обучения
К демонстрациям предъявляются следующие требования
- демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
- во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
- количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
- перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
- рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших - до 30 минут;
- при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации.