Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы музыкального обучения

Сущность и специфика методов музыкального обучения

Определение 1

Методы музыкального обучения – это способы организации усвоения учащимися содержания дисциплины, в соответствии с целями и задачами обучения музыке.

Методы музыкального обучения предполагают различные способы взаимодействия педагога и учащихся, в рамках образовательного процесса, при этом ведущая роль отводится педагогу.

Понятие «методы музыкального обучения» принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.

Методы музыкального обучения в широком смысле – совокупность педагогических способов, направленных на освоение учащимися содержания музыкального образования и решения учебных задач.

Методы музыкального обучения в узком смысле – определенные приемы, используемые педагогом для усвоения учащимися музыкальных знаний, умений и навыков, овладение опытом творческой деятельности и чувственного отношения человека к реальной действительности, воплощенного в разнообразных музыкальных произведениях.

Замечание 1

Сущность методов музыкального обучения заключается в том, что они направлены на развитие у учащихся творческих способностей, формирование музыкального вкуса и возникновению потребности в общении с искусством.

Подбор педагогом методов музыкального обучения должен опираться на то, что выбранный метод будет способен обеспечить развитие у учащихся воображения, музыкального мышления, радости от общения с искусством, вызовет эмоциональный отклик.

Методы музыкального обучения весьма разнообразны, что связано со спецификой музыкального искусства и его многообразием. Образовательный процесс будет более эффективным, если методы применяются не изолировано друг от друга, а в комплексе.

Классификации методов музыкального обучения

Общепризнанная классификация методов музыкального обучения:

  1. Методы музыкального обучения исходя из видов учебной музыкальной деятельности на занятиях музыкой:

    • методы развития сольного и хорового пения
    • методы формирования навыков элементарного сольфеджирования
    • методы развития отдельных музыкальных способностей: тембрового, ритмического, полифинического слуха и т.п.
    • методы обучения правильному слушанию музыки.
  2. Методы музыкального обучения исходя из содержания музыкального обучения (отдельные элементы музыкального обучения и их взаимосвязь):

    • методы развития познавательных возможностей детей в различных видах учебной музыкальной деятельности
    • методы сходства и контраста, основаны на сравнении творчества современных и классических композиторов
    • методы активизации музыкального восприятия и деятельности
    • методы обучения музыкальной грамоте на основании изучения отдельных направлений в музыке
    • методы целостности занятий по музыке, с соблюдением тематического строения содержания
  3. Методы музыкального обучения исходя из основных задач музыкального образования:

    • методы, направленные на развитие у учащихся эмоционального и ценностного отношения к музыке, способности «проживать» музыкальные произведение, понимать настроение и чувства, переданные в музыке, проявлять эмпатию (реализуется посредством использования игровых методов и приемов);
    • методы, направленные на развитие художественных и познавательных способностей, умения слышать и слушать музыку (реализуется посредством использования методов сравнения, анализа, обобщения, «забегания» вперед и «возврата» к пройденному и т.д.);
    • методы, направленные на развитие у учащихся умения самовыражаться через музыку (реализуется посредством распевания, разучивания песен, обучение нотной записи, сочетания песни и танца и т.д.);
    • методы организации творческой деятельности учащихся посредством музыкального искусства: сочинение мелодий, музыкальная импровизация, ритмический рисунок, игра на музыкальных инструментах и т.д.
«Методы музыкального обучения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика основных методов музыкального обучения, в зависимости от формы обучения

Ряд авторов выделяют методы музыкального обучения в особую группу, которая составляет основу педагогики искусства. По своему характеру методы подразделяют на три вида, в зависимости от формы обучения: наглядные, словесные и практические.

Словесные методы музыкального обучения: рассказы, словесные пояснения, беседы, комментарии, дискуссии, диспуты и т.д.

Наглядные методы музыкального обучения, представлены следующими методами:

  • метод слуховой наглядности: прослушивание музыкальных произведений в записи или живом исполнении;
  • метод двигательной наглядности: жестикулирование, мимические и пластические иллюстрации и т.д.;
  • метод зрительной наглядности: рассматривание иллюстраций, репродукций, презентаций, слайдов и т.д.

Основная задача, стоящая перед педагогом при использовании данных методов, правильно подобрать и представить учебный материал. В том случае, если все будет выполнено верно, то педагог сможет направить восприятие учащихся на существенные моменты музыкальных произведений.

Практические методы музыкального обучения – направлены на формирование у детей умения правильно понимать и давать оценку произведениям искусства, осуществлять анализ специфических средств музыкальной выразительности.

Практические методы представлены:

  • сравнение и сопоставление музыкальных произведений, способствует развитию умения видеть схожие специфические черты и находить различия;
  • контраст и тождества: предусматривает осуществление анализа конкретного музыкального произведения через сравнение его с другими;
  • вариативность впечатлений: показ конкретного явления, с целью раскрытия многоаспектности и многообразия изучаемого художественного образа;
  • метод «перспективы» и «ретроспективы»;
  • метод разрушения: выявление значимости того или иного средства художественной выразительности;
  • метод обобщения: теоретический итог урока, причем выводы должны сделать сами учащиеся, хотя и при помощи педагога.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot