Понятие метода обучения по ФГОС
Во главу угла, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), ставит полноценное и всестороннее развитие личности ребенка. Основной единицей обучающего процесса, по-прежнему остается урок, однако значительно изменились требования к организации его проведения.
В настоящее время современные требования, которые предъявляются к образовательной деятельности, предусматривают не только активную деятельность обучающихся во время занятий, но и направленность на развитие самоанализа, самооценки и самоконтроля. Задача педагога заключается не только в том, чтобы донести до учащегося знания и вызвать интерес к своему предмету, но научить его ставить перед собой цели, уметь разрабатывать план действий по достижению целей, осуществлять самоанализ по проделанной работе. То есть ребенок должен уметь самостоятельно ставить учебную задачу и решать ее.
Таким образом, ФГОС изменил направление обучения, теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся.
Для достижения новой образовательной цели ФГОС предусматривает использовать актуальные и современные методы обучения и построения учебных занятий.
Метод – это способ совместной деятельности педагога и учащегося.
Довольно часто термины «метод» и «прием» путают, либо употребляют их в качестве синонимов. Необходимо отметить, что метод и прием – это совершенно разные понятия по своему смыслу и пониманию. Прием – это составная часть (элемент) метода, имеющее разовое действие и представляющее собой одним из шагов реализации метода.
Эффективность организованной образовательной деятельности во многом зависит от правильности подобранных педагогом методов.
Условия выбора метода обучения зависят от:
- поставленной цели обучения
- уровня общей подготовленности учащихся, их уровня знаний и умений
- возрастных особенностей и потребностей учащихся
- временного интервала, отведенного на изучение учебного материала
- уровня оснащенности образовательной организации необходимыми материалами и средствами
- уровня теоретической и практической подготовленности педагога.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно.
Классификация методов обучения по ФГОС
Согласно ФГОС выделяют следующие виды методов обучения:
Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога.
Данный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты и т.п.
Согласно современным исследованиям, данный метод является одним из наименее эффективных. Использование пассивного метода показывает низкую результативность в усвоении учебного материала. Однако у него есть и ряд преимуществ:
- низкие затраты сил и времени, со стороны педагога на подготовку к занятиям;
- за отведенное урочное время педагог способен выдать большой объем учебного материала.
Основная форма учебных занятий, организованных с использованием пассивного метода – это лекции. Чаще всего лекции используются в вузах и сузах, так как там обучаются уже сформировавшиеся личности, которые пришли в учебные заведения для получения знаний по конкретному направлению.
Активные методы обучения – это форма взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой, при этом учащиеся выступают в качестве активной стороны образовательного процесса, а педагог, напротив, в качестве пассивной.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
- Главная роль в процессе учебного занятия отводится не педагогу, как это было при пассивном методе обучения, а учащимся. Задача педагога – организовать образовательной процесс и проконтролировать его течение, согласно поставленной обучающей цели.
- Стиль общения между педагогом и учащимися – демократический. В отличие от пассивных методов обучения, где основной стиль общения авторитарный.
Активные методы обучения большинства педагогами и специалистами отождествляются с интерактивными методами обучения. Это связано с тем, что интерактивные методы воспринимаются ими как усовершенствованная форма активных методов.
В соответствии с ФГОС, современные школы в большей степени ориентированы на использование активных методов обучения. Ключевым моментом активных методов является направленность на эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала и активности детей.
Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
- Дидактические игры;
- Анализ конкретных ситуаций;
- Решение проблемных задач;
- Обучение по алгоритму;
- Мозговая атака и пр.
Таким образом, активные методы обучения могут быть охарактеризованы как особая форма ведения и организации образовательного процесса. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.
Интерактивные методы обучения – взаимодействие между педагогом и учащимися осуществляется в режиме диалога или беседы.
Разница между активными и интерактивными методами общения заключается в том, что интерактивные призваны обеспечить максимально широкое взаимодействие «педагог – учащиеся» или «учащиеся – учащиеся». Интерактивные методы обучения направлены на стимулирование активности учащихся в образовательном процессе.
Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.