Сущность обучения и его структура
Обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков.
Однако, передать необходимые знания, умения и навыки невозможно просто лишь по одному желанию педагога, для этого необходима обязательная активная и сознательная деятельность со стороны учащегося. Если ученик не проявляет желания и встречной активности по отношению к педагогу, то и никакие знания у него не появятся.
Взаимоотношения между педагогом и учащимися не должно сводиться только лишь к отношениям «передатчик-приемник», необходима обязательная активная деятельность и желание каждого участника.
Таким образом, обучение характеризуется как процесс активного взаимоотношения между педагогом и учащимся, в результате которого у учащегося формируются конкретные знания и умения, полученные в результате его активной деятельности.
Задача педагога заключается в том, чтобы создать необходимые для учащегося условия, направлять и контролировать деятельность своих учеников, предоставлять им при необходимости средства, материалы и информацию.
Основной функцией обучения является приспособление вещественных и знаковых средств, для формирования у учащихся способностей к различным видам деятельности.
По своей природе обучение – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на организацию и стимулирование у учащихся активной и познавательной деятельности по овладению ЗУН, расширению кругозора, мировоззрения и нравственных норм поведения.
Если педагог не обладает необходимыми профессиональными умениями и мастерством, то ему зачастую не удается возбудить у учащихся активность и мотивацию на обучение. В этом случае усвоения знаний как такового нет, учащиеся попросту просиживают время на учебных занятиях, скучая или занимаясь своими делами.
Задачи обучения и средства их достижения
Основными задачами обучения являются:
- Стимуляция познавательной и учебной активности учащихся.
- Организация деятельности учащихся, направленной на овладение научными и учебными знаниями, умениями и навыками применения их на практике, развития таких качеств как мышление, память, воображение и т.д.
- Развитие и совершенствование учебных умений и навыков.
- Формирование у учащихся нравственной и эстетической культуры, научного мировоззрения.
Решение поставленных задач возможно только лишь при условии возникновения у учащихся искреннего интереса к процессу обучения.
Интерес – это одна из форм познавательной потребности, которая обеспечивает осознанию значимости целей деятельности и способствует получению новых знаний об окружающей действительности.
Зачастую удовлетворение интереса не влечет его угасание, а напротив, вызывает новые интересы, которые относятся к более высокому уровню познавательной деятельности.
В рамках обучения, для возникновения у учащихся интереса, педагог использует такие приемы как: игровой, трудовой, социально-общественный и т.д. Использование того или иного приема зависит от уровня знаний учащегося, его возрастных возможностей и потребностей, условий жизни, воспитания и обучения. Первоначальные поверхностные интересы, которые педагог вызывает посредством привлечения к внешнему виду объекта изучения, постепенно уступают место более глубоким, действенным и устойчивым.
В настоящее время перед каждой образовательной организацией стоит задача: на основании имеющихся у учащихся интересов формировать, пробуждать и развивать новые интересы в различных направлениях (социальные, учебные, воспитательные и т.д.).
Система процесса обучения
Система обучения представлена пятью основным элементами, составляющими ее структуру:
- Цель процесса обучения, которая включает в себя один из главных вопросов: «для чего учить?».
- Содержание процесса обучения – учебная и научная информация, которая отвечает на второй вопрос: «чему учить?».
- Методы, приемы, средства и технологии обучения, которые отвечают на третий главный вопрос: «как учить?».
- Педагог.
- Учащиеся.
Процесс обучения организуется и проводится непосредственно педагогом, так же ему принадлежит право управления. Именно поэтому обучение, вне зависимости от того где и кем оно организовано, всегда имеет одну и ту же структуру:
Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы
Динамичность процесса обучения достигается посредством взаимодействия между всеми его структурными частями: педагогической, психологической и методической.
Педагогическая часть представлена целью, принципами, содержанием, методами, средствами и формами обучения.
Методическая часть – направлена на определение последовательных этапов обучения, на каждом из которых педагог подбирает наиболее эффективные методы и средства обучения.
Психологическая часть – является наиболее сложной, так как включает в себя такие психологические процессы как мышление, осмысление, восприятие и т.д. В психологической части структуре выделяют три подструктуры:
- мотивация на обучение;
- познавательные процессы;
- напряжение.
Для организации эффективного процесса обучения педагог должен иметь четкое представление о теории обучения и на основании данных знаний выстраивать собственную педагогическую практику. Если педагог не обладает необходимыми знаниями и умениями, то его деятельность осуществляется «вслепую», что категорически не допустимо.
Организация процесса обучения на основании теоретических и методических знаниях в области педагогики, предполагает выполнение им следующих действий:
- Постановка целей и задач обучения
- Выявление учебных возможностей и потребностей учащихся
- Определение наполнения и содержания процесса обучения
- Организация целенаправленной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и умений
- Осуществление контроля и управления процессом обучения
- Оценка результатов обучения
- Рефлексия и корректировка процесса обучения при необходимости