Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретико-методологические основы обучения

Сущность обучения и его структура

Определение 1

Обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков.

Однако, передать необходимые знания, умения и навыки невозможно просто лишь по одному желанию педагога, для этого необходима обязательная активная и сознательная деятельность со стороны учащегося. Если ученик не проявляет желания и встречной активности по отношению к педагогу, то и никакие знания у него не появятся.

Взаимоотношения между педагогом и учащимися не должно сводиться только лишь к отношениям «передатчик-приемник», необходима обязательная активная деятельность и желание каждого участника.

Замечание 1

Таким образом, обучение характеризуется как процесс активного взаимоотношения между педагогом и учащимся, в результате которого у учащегося формируются конкретные знания и умения, полученные в результате его активной деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать необходимые для учащегося условия, направлять и контролировать деятельность своих учеников, предоставлять им при необходимости средства, материалы и информацию.

Основной функцией обучения является приспособление вещественных и знаковых средств, для формирования у учащихся способностей к различным видам деятельности.

По своей природе обучение – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на организацию и стимулирование у учащихся активной и познавательной деятельности по овладению ЗУН, расширению кругозора, мировоззрения и нравственных норм поведения.

Если педагог не обладает необходимыми профессиональными умениями и мастерством, то ему зачастую не удается возбудить у учащихся активность и мотивацию на обучение. В этом случае усвоения знаний как такового нет, учащиеся попросту просиживают время на учебных занятиях, скучая или занимаясь своими делами.

Задачи обучения и средства их достижения

Основными задачами обучения являются:

  1. Стимуляция познавательной и учебной активности учащихся.
  2. Организация деятельности учащихся, направленной на овладение научными и учебными знаниями, умениями и навыками применения их на практике, развития таких качеств как мышление, память, воображение и т.д.
  3. Развитие и совершенствование учебных умений и навыков.
  4. Формирование у учащихся нравственной и эстетической культуры, научного мировоззрения.
«Теоретико-методологические основы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Решение поставленных задач возможно только лишь при условии возникновения у учащихся искреннего интереса к процессу обучения.

Определение 2

Интерес – это одна из форм познавательной потребности, которая обеспечивает осознанию значимости целей деятельности и способствует получению новых знаний об окружающей действительности.

Зачастую удовлетворение интереса не влечет его угасание, а напротив, вызывает новые интересы, которые относятся к более высокому уровню познавательной деятельности.

В рамках обучения, для возникновения у учащихся интереса, педагог использует такие приемы как: игровой, трудовой, социально-общественный и т.д. Использование того или иного приема зависит от уровня знаний учащегося, его возрастных возможностей и потребностей, условий жизни, воспитания и обучения. Первоначальные поверхностные интересы, которые педагог вызывает посредством привлечения к внешнему виду объекта изучения, постепенно уступают место более глубоким, действенным и устойчивым.

В настоящее время перед каждой образовательной организацией стоит задача: на основании имеющихся у учащихся интересов формировать, пробуждать и развивать новые интересы в различных направлениях (социальные, учебные, воспитательные и т.д.).

Система процесса обучения

Система обучения представлена пятью основным элементами, составляющими ее структуру:

  1. Цель процесса обучения, которая включает в себя один из главных вопросов: «для чего учить?».
  2. Содержание процесса обучения – учебная и научная информация, которая отвечает на второй вопрос: «чему учить?».
  3. Методы, приемы, средства и технологии обучения, которые отвечают на третий главный вопрос: «как учить?».
  4. Педагог.
  5. Учащиеся.
Замечание 2

Процесс обучения организуется и проводится непосредственно педагогом, так же ему принадлежит право управления. Именно поэтому обучение, вне зависимости от того где и кем оно организовано, всегда имеет одну и ту же структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы

Динамичность процесса обучения достигается посредством взаимодействия между всеми его структурными частями: педагогической, психологической и методической.

Педагогическая часть представлена целью, принципами, содержанием, методами, средствами и формами обучения.

Методическая часть – направлена на определение последовательных этапов обучения, на каждом из которых педагог подбирает наиболее эффективные методы и средства обучения.

Психологическая часть – является наиболее сложной, так как включает в себя такие психологические процессы как мышление, осмысление, восприятие и т.д. В психологической части структуре выделяют три подструктуры:

  • мотивация на обучение;
  • познавательные процессы;
  • напряжение.

Для организации эффективного процесса обучения педагог должен иметь четкое представление о теории обучения и на основании данных знаний выстраивать собственную педагогическую практику. Если педагог не обладает необходимыми знаниями и умениями, то его деятельность осуществляется «вслепую», что категорически не допустимо.

Организация процесса обучения на основании теоретических и методических знаниях в области педагогики, предполагает выполнение им следующих действий:

  1. Постановка целей и задач обучения
  2. Выявление учебных возможностей и потребностей учащихся
  3. Определение наполнения и содержания процесса обучения
  4. Организация целенаправленной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и умений
  5. Осуществление контроля и управления процессом обучения
  6. Оценка результатов обучения
  7. Рефлексия и корректировка процесса обучения при необходимости
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot