Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диалогический подход в системе методов практической психологии

Все предметы / Психология / Диалогический подход в системе методов практической психологии
Определение 1

Диалогический подход — это подход в психологии, который формирует основу для анализа взаимосвязи диалога с прочими фундаментальными категориями психологии и иных гуманитарных дисциплин (например, деятельность, отношения, общение, обучение, игра и др.).

Особенности диалогического подхода

Диалогический подход рассматривает диалогические взаимосвязи между фундаментальными психологическими явлениями. Это может быть связь между личностью и сознанием, личностью и общением, сознанием и общением, общением и мышлением, самовоспитанием и общением, общением и воспитанием, общением и обучением.

Теоретический анализ новых парадигм образования и личностного развития в психологии убедительно показывает то, что идея диалога способна органично сочетать в себе культурно-формирующий и гуманитарно-духовный потенциал становления индивида как гражданина, специалиста или профессионала.

Философская психологическая парадигма диалога считается фундаментальной и универсальной, поскольку воплощает экзистенциальные принципы бытия человека, раскрывая онтологические законы развития и саморазвития, взаимодействия. Она рассматривает способы становления свободы и творчества, аспекты группового и коллективного развития сообществ и социальных организаций.

Вне зависимости от выросшего внимания к исследованию особенностей и закономерностей диалога и потенциалов диалогического подхода в психологии, до сегодняшнего дня было проведено мало исследований возможностей применения диалогического подхода для построения профессионально-образовательного пространства практической психологии.

По этой причине ученые больше концентрируются на теоретико-методологическом исследовании закономерностей и возможностей диалогического подхода для обоснования концепции гуманитарно-профессионального пространства психологических факультетов. Анализ исследований и публикаций показывает, что различные положения психологии диалога предопределяют идею и содержание гуманитарной диалогической концепции в профессиональном образовательном пространстве будущих практикующих психологов.

Готовые работы на аналогичную тему

Основная идея и гипотеза концепции гуманитарного диалогического пространства образования на психологических факультетах состоит в том, что парадигма диалога способна стать основой гуманитарного, духовного, личностного, социального, гражданского и профессионального становления будущих профессионалов в сфере психологии.

Сущность диалогического подхода

Научно-теоретическая основа диалогического подхода в системе методов практической психологии предопределена теоретико-методологическим пониманием философии и психологии диалога. Это предполагает последовательное внедрение достижений и результатов методологических исследований концепции диалога в научную, теоретическую и учебно-воспитательную работу.

Основные аспекты и направления диалогического подхода для обучения и профессионального становления будущего практического психолога представлены следующими сферами:

  • Научно-теоретическая;
  • Методико-практическая;
  • Организационная;
  • Конструктивная;
  • Социо-гуманитарная.

В исследовании диалогический подход формирует основу для анализа связи диалога с фундаментальными категориями психологической науки. Большую роль играет теоретическое исследование диалогического аспекта таких явлений, как психические состояния и процессы, личностные особенности. Среди них первоочередной интерес представлен такими категориями, как мышление, речь, чувства, воображение, воля, характер, способности и др.

По причине научной теоретической глубины и разноплановости парадигмы диалога, она часто выступает в качестве фундаментального мировоззрения или основания образовательного пространства в соответствующих областях учебной, научной и жизненно-практической деятельности.

Организационная и конструктивная область диалогической концепции на психологическом факультете, как правило, определена через перспективы диалогической парадигмы в ходе разработки стратегий, принципов и форм гуманизации учебного пространства подготовки психологов-практиков.

Диалогический подход как метод психологии

Теоретический анализ учебных планов показал, что они содержат большое число учебных дисциплин, которые обладают диалогическим смыслом. Учебными дисциплинами, имеющими эксплицитное диалогическое содержание, являются:

  • Психология общения,
  • Психология диалога,
  • Психология конфликтных столкновений,
  • Социальная психология,
  • Индивидуальное психологическое консультирование,
  • Гуманистическая психология,
  • Диалогический практикум.

Многие учебные дисциплины также имеют имплицитный диалогический смысл. В их число можно включить общую, возрастную и педагогическую психологию, психологию семьи, психологическую коррекцию, психотерапию, политическую психологию, теорию и методологию психологии, психологию духовного развития и др.

Последовательное исследование диалогического состава и перспектив использования диалогического метода практической психологии в понимании учебных дисциплин в процессе научно-теоретического становления — это важнейшая перспектива развития гуманитарного пространства и мировоззрения будущих практических психологов.

Определение диалогических особенностей психологических проблем и направлений научных разработок становится основным аспектом в ходе постижения оснований и конструкции в образовательном пространстве психологических факультетов.

Диалогический подход в системе методов практической психологии представляет интерес для обучения практических психологов. Он становится конструктивной основой для психологических концепций активного обучения и коммуникации. Это связано с тем, что диалогические представления могут быть представлены в качестве принципов и моделей основных форм и методов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис