Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта

Все предметы / Психология / Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта
Определение 1

Конфликт как категория психологии — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. При межличностном конфликте, эти стороны представлены индивидами (группами), а при личностном конфликте — установками, ценностями или идеями одного субъекта.

Общее понятие конфликта в психологии

Конфликт представляет собой противостояние двух и более оппонентов, которые имеют различные точки зрения на какую-либо ситуацию. С латыни термин «конфликт» переводится как «столкновение».

Как категория психологии конфликт предполагает столкновение интересов нескольких или двух лиц, разногласие в точках зрения или мнениях, противостояние в процессе достижения целей. Вся жизнь людей проходит в решении конфликтных ситуаций.

Психология конфликта содержит положение о том, что между людьми разногласия происходят постоянно. Они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Конфликт чаще всего выступает в виде противопоставления желаний двух его сторон. Когда он решается конструктивно, то это приносит пользу конфликтующим сторонам.

Психологи советуют чувствовать грань в спорах, до которой выяснение отношений происходит в созидательном русле. Нарушение обозначенной границы отрицательно отражается на всех сторонах конфронтации.

В состав структуры конфликта в психологии входят:

  • То, из-за чего происходит конфликт (объект);
  • Те, между кем возникают разногласия (субъект в виде отдельных лиц, групп или организаций);
  • Условия протекания конфликта;
  • Масштаб ситуации;
  • Стратегия и тактика поведения субъектов конфликта;
  • Завершающая стадия, которая показывает, разрешён или не разрешён конфликт.

Причины возникновения конфликта

Причины конфликта могут быть личностными. Они связаны с индивидуальными психологическими особенностями спорящих сторон. В основе таких конфликтов лежит специфика процессов, происходящих в психике личности в ходе ее взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные причины возникновения конфликтов представлены низким уровнем социально-психологической компетентности, проявлением акцентуаций характера и типа темперамента, оценкой поведения другими людьми в качестве недопустимого, недостаточная степень психологической устойчивости, низкий или высокий уровень притязаний.

Как правило, в конфликты вступают люди с низкой способностью к эмпатии. В качестве объективных причин конфликтов могут выступать обстоятельства социального взаимодействия, приводящие к столкновению установок, мнений и интересов таких людей.

Объективные причины способны стать отправным моментом в создании предконфликтных ситуаций. Эти причины настолько разные, что их невозможно точно классифицировать.

Психологи выделяют несколько основных причин конфликтов:

  • Образ жизни, связанный с радикальными и быстрыми переменами большого масштаба и материальной неустроенностью;
  • Естественные столкновения интересов людей в ходе их жизнедеятельности;
  • Слабая разработка правовых и нормативных процедур решения социальных противоречий, возникающих в процессе личностного взаимодействия;
  • Проявление стереотипов конфликтного разрешения противоречий;
  • Недостаток важнейших духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни.

Есть и организационно-управленческие причины конфликтов, в качестве которых выступают обстоятельства, связанные с формирование, действием и развитием групп, коллективов, организаций.

В основе социально-психологических причин лежит непосредственное воздействие личностей, причины их включенности в различные социальные группы. Такие причины включают разницу в подходах к оценке результатов деятельности друг друга, непонимание сторонами расхождения во взглядах при обсуждении проблем, потерю и искажение информации при межгрупповой и межличностной коммуникации.

Причины конфликтов также представлены разбалансированным ролевым взаимодействием личностей, проблемами в межличностных отношениях, проявлением фаворитизма внутри группы (так называемое предпочтение членов группы членам других социальных групп).

Стадии конфликта

Анализ особенностей протекания конфликта проводится в психологии в соответствии с тремя его основными этапами (стадиями):

  1. предконфликтная ситуация,
  2. сам конфликт,
  3. разрешение конфликта.

Предконфликтная ситуация характеризуется тем, что ни один конфликт не может возникнуть мгновенно. Обычно такие проявления, как эмоциональное напряжение, раздражимость, злоба накапливаются в течение определенного времени. Этот этап иногда может затянуться настолько, что стороны даже забывают первопричину столкновения.

Предконфликтная стадия представляет собой период, в который конфликтующими сторонами оцениваются ресурсы. Это происходит до того, как они решаются на агрессивные действия или намерены отступать. Предконфликтный этап связан с формированием стратегии каждой из конфликтующих сторон (иногда это даже несколько стратегий).

Непосредственно конфликт проявляется при наличии инцидента. Он представлен определенными действиями, которые концентрируются на изменении поведения противника. Данная стадия конфликта активная и деятельная. Действия, которые составляют инцидент, могут быть разными. Они делятся в психологии на 2 группы, каждая из которых обладает в своей основе специфическим поведением людей.

В состав первой группы включены действия соперников в конфликтной ситуации, которая носит открытый характер (например, словесная перепалка, экономические санкции или запреты, физическое насилие, борьба и столкновение взглядов)

Внешний признак разрешения конфликта может быть представлен завершением инцидента. Здесь происходит именно завершение, а не временное прекращение. Необходимым условием прекращения конфликта считается устранение (прекращение) инцидента. Но иногда этого не достаточно для погашения столкновения. Часто, при прекращении активного конфликтного взаимодействия, стороны продолжают искать его причину. В этой ситуации угаснувший конфликт начинает вспыхивать снова, порой с новой силой.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис