Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей

Классификация психодиагностических методик

Определение 1

Методы психодиагностики - это методы психологической диагностики, которые имеют измерительную направленность и позволяют достичь количественную и качественную оценку изучаемого явления.

На сегодняшний день разработано множество классификаций психодиагностических методик по разным основаниям.

Классификация по Й. Шванцаре объединяет психодиагностические методы по таким основаниям:

  • по используемому материалу;
  • по количеству показателей – простые, комплексные;
  • тесты с правильным решением и возможностью разных ответов;
  • по психической активности испытуемых – интроспективные, экстроспективные, проективные, исполнительные.

Классификация по В.К. Гайде и В.П. Захарову выделяет следующие психодиагностические методы:

  • по качеству - стандартизованные нестандартизованные;
  • по назначению – общедиагностические, профессиональной пригодности, тесты специальных способностей, тесты достижений;
  • по количеству обследуемых – индивидуальные, групповые;
  • по форме ответа - письменные и устные;
  • по ведущей ориентации, тесты на скорость;
  • область охвата психического выделяет тесты личности и интеллектуальные тесты;
  • вербальные и невербальные тесты – по характеру умственных действий.

Психодиагностические методы по А.А. Бодалеву и В.В. Столину классифицируются по характеристике методического принципа, положенного в основу приема – это объективные тесты, проективные техники, диалогические техники, тесты-опросники. По степени вовлеченности самого психодиагноста в диагностическую процедуру и степени его влияния на конечный результат.

На вовлеченность оказывает влияние опыт и профессиональные навыки, личность экспериментатора и сама диагностическая процедура.

Все психофизиологические методики дают возможность диагностировать природные особенности человека.

«Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главная задача классификации методов психодиагностики заключается в том, чтобы работа психолога была максимально облегчена и соответствовала поставленной задаче.

Замечание 1

Таким образом, классификация должна отражать с одной стороны связь методов с диагностируемыми психическими свойствами, а с другой стороны – отражать связь с практическими задачами, поскольку методы разрабатываются ради решения этих задач.

Ко всем психодиагностическим методам предъявляются определенные требования:

  • Стандартизация, предъявляемая к процедуре проведения и обработке результатов. В её основе лежит понятие нормы, потому что индивидуальная оценка получается при сопоставлении с другими результатами;
  • Надежность метода с точки зрения надежности, получаемой в ходе повторного использования данного метода при аналогичных условиях;
  • Валидность метода, показывающая, насколько данный метод измеряет то, что должен измерять и насколько хорошо он справляется со своей задачей, насколько результаты действительно относятся к изучаемому явлению;
  • Жесткая регламентация, т.е. соблюдение инструкции, невмешательство исследователя в процесс исследования;
  • Задача психодиагностического метода – обязательная интерпретация изучаемого явления.

Психологическая структура личности

Объектом психологической диагностики является психологическая структура личности.

Основанием этой структуры является соматический, т.е. телесный уровень, включающий физиологические и биологические свойства. В составе общей соматической системы находится ряд частных систем – пищеварение, кровообращение и др., каждая из которых имеет свои подсистемы. Сложное иерархическое строение имеют и другие системы человека.

Следующий уровень занимают психофизиологические свойства – это свойства нервной системы, активация и функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Следующий уровень занимают психические состояния. Критерием их структуры является количество и качество. Активность количественного критерия определяется такими психическими состояниями – сон, дремотное состояние, пассивное и активное бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Качественный критерий рассматривается в направлении от физиологического к социальному уровню.

По мнению В.Н. Юрченко физиологический уровень психических состояний характеризуется нейрофизиологическими, морфологическими, биохимическими изменениями.

На психофизиологический уровень влияние оказывают изменения вегетативных реакций, психомоторики, сенсорики.

Психологический уровень зависит от изменений психических функций и настроений человека, а социально-психологический уровень зависит от характера деятельности, поведения и отношения человека.

Уровень психических процессов находится выше – это ощущения, память, мышление, восприятие, воображение, психомоторика.

Способности человека находятся на этом же уровне, они представляют собой психические процессы, выраженность которых достаточна для той или иной деятельности. Психические процессы тоже имеют между собой иерархические соотношения.

Например, восприятие по сравнению с ощущениями, имеет более высокое иерархическое положение, а мышление выше восприятия.

Далее идет уровень психологических свойств личности – это потребности, мотивация, эмоциональная реактивность, тревожность и др. Это устойчивые психологические свойства, формирующиеся у личности в результате повторений психических состояний и психических процессов.

Повторяющееся состояние тревоги формирует тревожность как психологическое свойство личности.

В тоже время личностные свойства обуславливают соответствующие психические состояния. Например, высокая эмоциональная реактивность личности, вызывает более сильные эмоциональные реакции.

На более высоком иерархическом уровне находятся социально-психологические свойства, обеспечивающие взаимодействие «человек-человек».

Самый высокий иерархический уровень занимают социальные свойства, связанные с мировоззрением личности.

Теория психологической диагностики

Человек является частью социума, поэтому его целостная диагностика предполагает сочетание психологической, соматической, социологической диагностик.

При целостной диагностике человека важно подбирать частные объекты исследования так, чтобы не оставалось при возможности существенных «белых пятен».

Методов психологической диагностики очень много и это явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны – это, прежде всего, чрезмерное расчленение методов диагностики и соответственно информации о целостном человеке, а также сложность практического специалиста ориентироваться в море методик, часто противоречивых.

В результате разработать единую теорию человека с его деятельностью, а также практическую работу с ним, довольно сложно.

Замечание 2

Таким образом, необходимым становится теоретический критерий оценки разных диагностических методик с целью их отбора и систематизации при решении проблем комплексной психологической диагностики.

Системная психологическая диагностика – это теория и практика целостного психологического исследования, в основе которого лежит системный анализ и синтез психических свойств и функций.

Системный подход, описанный в работах Э.Г. Юдина, В.П. Кузьмина, Е.Н Князевой, является теоретико-методологической основой системной диагностики человека.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot