Теоретическое знание
Теоретическое знание в педагогике – это уровень построения педагогической науки, базирующийся на совокупности обобщенных положений и понятий.
Теоретическое знание включает в себя разнообразные теоретические концепции и данные о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.
Педагогическая теория является фундаментом для практической педагогической деятельности. поэтому, теоретические положения должны быть аргументированными, подтвержденными научно, объективными и доступными для восприятия. Педагогические теории содержат закономерности реализации педагогического процесса и их детальное обоснование.
Теория педагогики является инструментом передачи педагогического опыта. При этом, передается не сам опыт, поскольку его невозможно полноценно и эффективно передать и реализовать на практике, а только научная мысль, которая выделяется из этого опыта, являясь компонентом теоретического осмысления, систематизации итогов практической учебно-воспитательной работы.
Педагогическая теория лежит в основе педагогической практики. При этом, она не может существовать без реализации своих теоретических положений в практической работе. В этом случае, теоретическое знание бессмысленно.
Педагогической практике необходимо теоретическое обоснование ее действия. Оно должно находится в соответствии с теоретическими предписаниями, характеризующими смысловое назначение, целеполагание и основные принципы педагогической деятельности.
Теоретическое знание в педагогической науке базируется на комплексе:
- Суждений.
- Умозаключений.
- Аксиом.
- Закономерностей.
- Принципов.
Процессы обучения и воспитания строятся на основе конкретных педагогических принципов. Кроме того, в ходе исторического развития, сложились определенные закономерности этих процессов.
Теоретические знания в педагогике являются относительными. Наука постоянно развивается и совершенствует свои теории и концепции. Любое новое открытие дает почву для появления новой проблемы исследования, новых вопросов и поиска на них ответов т.е. новую почву для научных размышлений и открытий.
Педагогическая теория неразрывно связана с другими научными дисциплинами.
В основу теоретического знания педагогики положены философские учения о воспитании и развитии человека. Любой теории философии соответствует теоретическое знание педагогики. Исходные положения педагогики, объясняющие природу человека, взяты из философских учений, которые претерпевают изменение и развиваются по мере развития общества, что в итоге приводит к изменению концепций педагогики в области обучения и воспитания и практической организации деятельности образовательных систем.
В педагогике, ее теории активно используются положения и концепции психологической науки. В частности, процессы воспитания и обучения, их стадии основываются на сензитивных периодах развития психических процессов организма.
Эмпирическое знание
Эмпирическое знание педагогики содержит информацию о различных фактах педагогической науки:
- Продуктивности или нецелесообразности конкретных методов обучения и воспитания.
- Положительных и негативных факторах, воздействующих на педагогический процесс, педагогические направления деятельности.
- Итогах педагогической работы, применения конкретных систем, технологий, методик воспитания.
- Качестве педагогической деятельности в конкретных заведениях образования.
- Успешном или неудачном обучении по какой-то образовательной программе, методическому пособию, учебнику.
- Протекании психических процессов организма в ходе обучения и воспитания.
Рисунок 1. Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эмпирические знания отражают параметры функционирования, развития педагогической действительности.
Все эмпирические знания педагогической науки накапливаются в течение всего периода исторического развития научного педагогического знания. Их невозможно сопоставить, потому что они описываются не научным языком, точнее полунаучным, что приводит к невозможности их заложения в основы теоретической педагогики.
Исследования педагогической науки должны в своей основе содержать данные эмпирических исследований, которые отражают информацию о сущности, особенностях, закономерностях развития процессов и явлений в педагогике. Без этого, теоретическое знание теряет свою научную значимость, выступая только совокупностью рекомендаций теоретического характера или рецептов педагогической деятельности.
Нормативные знания
Нормативные знания педагогики – это знания о том, как необходимо действовать в конкретных педагогических ситуациях и направлениях деятельности.
Нормативные знания состоят из указаний, рекомендаций, инструкций педагогической деятельности. Также, к ним относятся и принципы организации педагогической деятельности, ее социальные нормы и юридические нормативы.
Нормативные знания ориентированы на регулирование педагогических процессов, их организацию и управление ими. Они позволяют планировать педагогическую работу, организацию процессов обучения и воспитания, вносить поправки в планы, исходя из меняющих условий социального развития и функционирования педагогической системы.
Формирование нормативных педагогических знаний является результатом выполнения педагогической наукой функции проектирования и технического исполнения педагогической деятельности.
Нормативные знания имеют социальную ориентацию. Они направлены на поддержание правопорядка в обществе, развитие культуры поведения в нем, создание благоприятной обстановки для полноценного личностного развития и безопасного существования всех его граждан.
К основным нормативным знаниям в педагогике относятся следующие:
- Образовательные знания – это знания о нормах формирования содержания образования.
- Правовые знания – это знания законов и нормативных актов, регулирующих социальные, гражданские, экономические отношения в обществе. Сюда входят знания основ гражданской ответственности, прав и свобод граждан, статей гражданского и уголовного кодекса, основ организации рыночных взаимоотношений.
- Нравственные знания – это знание моральных принципов и норм общественного поведения.
- Валеологические знания – это знания о нормах физического развития учащихся, поддержании развития здорового образа жизни.
- Профессиональные знания – это знание правил профессионального поведения и взаимодействия.
- Методологические знания – это знания способов научного исследования, поиска информации, приемов обучения.