Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология современного урока

Технологии современного урока

Основой современного урока выступает деятельностный метод обучения. Апробация и внедрение технологии деятельностного подхода является длительным и трудоемким процессом, сопровождающимся рядом проблем, которые связаны с процессом организации учебной деятельности, направляемой на самообразование и саморазвитие каждого учащегося.

Замечание 1

Цель современного урока – развить личность ребенка на основе освоения им УУД.

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода представлен следующим образом:

  • представление урока в виде логически законченных модулей, имеющих четко определенную цель и планируемый результат;
  • основываясь на тематике урока, цели модуля, учитывая возрастные психологические особенности развития детей, выбрать педагогический прием и технику из базы приемов, чтобы подготовить учебные задачи на основании материала учебника, можно использовать конструктор ситуационных задач Илюшина;
  • анализ полученного сценария урока с позиции системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы и техники на предмет использования ИКТ для их полноценной реализации;
  • оценка КПД урока, с опорой на принцип деятельности, то есть максимальный эффект учебной деятельности учеников при условии минимальной деятельности педагога.

По целеполаганию уроки подразделяются на 4 группы:

  • открытие нового знания;
  • рефлексия;
  • общеметодологические;
  • развивающий контроль.

Структура современного урока

Структура урока открытия нового знания включает следующие этапы:

  • мотивация учебной деятельности;
  • актуализация с фиксированием индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
  • обнаружение места и причины трудности;
  • выстраивание проекта по выходу из затруднения;
  • реализация выстроенного проекта;
  • первичное закрепление и проговаривание во внешней речи;
  • самостоятельная работа и самопроверка по эталону;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия и подведение итогов.

Мотивация учебной деятельности может проходить по следующим методикам:

  • ассоциативный ряд, то есть взаимосвязь отдельных представлений, когда одним из представлений вызывается другое. На простых примерах почти на любом уроке в начале изучения новой темы детей спрашивают, с чем ассоциируется у них то или иное слово;
  • мозговой штурм предполагает решение задач, генерирование решений и выбор наиболее подходящих. Каждым выдвигается идея. По правилам мозгового штурма принимаются все идеи, даже самые абсурдные и они не подвергаются никакой критике. Так формируется банк идей, ищется конструктивный способ выхода из ситуации, учитывающий практически все возможные варианты.
«Технология современного урока» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Актуализация знаний чаще всего проводится учителем в начале урока в форме опроса или в формате проверочной самостоятельной работы. Но более эффективными представляются приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ. ТРИЗ – это технология решения изобретательских задач, а ТРКМ – технология развития критического мышления, которые способствуют активизации мыследеятельности на разных этапах урока.

На выбор формы изучения нового материала на уроке влияет множество факторов: особенности и уровень подготовки детей, особенности предмета, темы, возможности и техническое оснащение кабинета, мастерство педагога. Опытом педагогов-экспериментаторов было продемонстрировано, что даже в самых безнадежных ситуациях может быть найден прием, позволяющий не просто вводить учеников в новую тему, но организовать их самостоятельную деятельность, направленную на изучение нового материала. Такими формами изучения нового материала выступают:

  • групповая работа;
  • презентации;
  • экскурсии;
  • проектная деятельность;
  • сигнальные карточки;
  • тексты с ошибками;
  • синквейны.

Обсуждение и решение проблем реализуется на стадии изучения нового материала. Необходимо учить детей решать проблемы, а это не всегда эффективно, если у них недостаточно знаний. В связи с этим, можно отвести часть времени урока формированию умения решать проблемы и планировать собственные действия, направленные на реализацию намеченного плана.

Обычно, на решение учебной задачи отводят достаточное количество времени для организации самостоятельной деятельности детей. На этом этапе особенно эффективно решать не только задачи, разработанные авторами учебников. На сегодняшний день не все современные учебники и задачники включают по-настоящему учебные задачи, решение которых предполагает формирование универсальных действий школьников. В связи с этим, учителю необходимо использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задачи, чтобы наполнить содержание урока заданиями, которые соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода. Также могут быть использованы другие педагогические приемы организации самостоятельной деятельности учеников.

Нужно формировать у детей умение задавать вопросы – это один из необходимых в жизни каждого человека навыков. Отработка навыка задавать вопросы может проводиться на разных этапах урока. Главное, что должен сделать учитель, – раскрыть для учеников многообразие видов вопросов и способы их формулирования. Для этого может использоваться «Ромашка вопросов Блума» или авторские педагогические приемы.

Организация рефлексии насчитывает огромное количество приемов. Организовывая рефлексию, нельзя забывать, что приемы должны быть разнообразными, каждый прием имеет свое место в предмете или теме урока, рефлексию проводят не для учителя, чтобы логически завершить урок, а для ученика.

Дата последнего обновления статьи: 21.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot