Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева

Классификационные параметры, целевые ориентиры и концептуальные основы технологии

Замечание 1

Всеволод Николаевич Зайцев – кандидат педагогических наук, автор программы МОиПо «Преемственность».

В настоящее время система современного образования требует внесения существенных изменений в процесс обучения. Это обусловлено тем, что все более актуальными становится не просто научение и получение стандартных знаний учащимися, а получение навыков самообразования и саморазвития, при которых знания выступают как основное средство развития личности. Перед современными педагогами стоит задача научить детей формировать собственный познавательный процесс. Именно познавательный процесс дает свободу выбора сферы деятельности и уровня профессиональных занятий.

Все существующие концепции обучения детей младшего возраста в той или иной степени ориентированы на развитие способностей учащихся, происходящее в процессе выполнения практических заданий, взаимодействия с педагогом и другими учащимися. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед педагогами начальной школы является формирование таких навыков, которые не были б утрачены учащимися с течением времени, а напротив, развивались и совершенствовались.

Основные классификационные параметры технологии:

  • частно-предметный уровень применения;
  • основной фактор развития - социогенный;
  • ведущие ориентации на личностные структуры учащихся, таких как СУД и ЗУН;
  • обучающий, светский, общеобразовательный и проникающий характер содержания;
  • ведущий тип управления – система малых групп, с элементами программного управления;
  • основные формы обучения – классно-урочная с возможным внедрением компонентов индивидуальной и дифференцированной форм;
  • ведущий тип подхода к ребенку – дидактоцентрический;
  • преобладающий метод обучения объяснительно-иллюстративный с элементами развития;
  • основное направление модернизации образования – методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование системы обучения;
  • категория обучающихся, на которых распространяется технология – массовая категория, с элементами виктимологии и работы с трудными детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.
«Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целевыми ориентациями технологии является:

  1. Подготовка психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к развитию речи.
  2. Достижение оптимального уровня чтения во 2-3-м классе (норма составляет 120 слов в минуту).
  3. Повышение быстроты письма у учащихся 3-го класса (норма составляет 60 слов в минуту).
  4. Повышение орфографической грамотности учащихся в 2 раза, у учащихся 1-3 и 5-7 классов.
  5. Обучение пересказу учащихся.
  6. Повышение общего уровня грамотности, перевод учащихся с низким уровнем успеваемости на нормативный уровень.
  7. Совершенствование вычислительных умений и навыков у учащихся 3-5 классов (норма составляет цифр в минуту).
  8. Сохранение имеющихся учебных умений и знаний у учащихся 3-5 классов в каникулярное время.

Ведущими концептуальными положениями технологии являются:

  • Основными причинами неуспеваемости учащихся в школе является низкий уровень чтения.
  • Психологической причиной низкого уровня чтения и счета у учащихся заключается в недостаточном уровне оперативной памяти.
  • Технология совершенствования общеучебных умений должна опираться на предварительно проведенную диагностику и самодиагностику у учащихся.
  • Осуществление преемственности и постоянного поддержания достигнутого уровня знаний и развитых умений (навыков).

Процессуальная характеристика технологии

Достижение целей по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, в рамках технологии осуществляется посредством выполнения специальных упражнений и тренингов, которые объединяются в следующие виды групп:

  1. Подготовка детей дошкольного возраста к развитию речи - осуществляется на основании упражнений, которые состоят в копировании рисунков, выбора парных картинок и слов, запоминание показанных педагогом предметов, слушание текста и его последующий пересказ.

  2. Оптимальный уровень чтения – это осуществление осмысленного чтения со скоростью равной разговорной речи (необходимая скорость 120-150 слов в минуту). Достигается посредством проведения ежедневных:

    • пятиминуток чтения;
    • зрительных диктантов;
    • жужжащего чтения;
    • артикуляционных упражнений;
    • пересказа содержания;
    • составление вопросов по прочитанному тексту;
    • чтение перед сном.
  3. Увеличение скорости письма и уменьшение высоты строчных букв до размера 2,5 мм, а также повышение общей орфографической грамотности.

  4. Проведение дидактических диктантов, использование игровых словарей, обучение пересказу.

  5. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Осуществляется посредством заучивания таблицы умножения наизусть, повышение числа математических тренировок, выполнение различных упражнений с использованием дидактических карточек и сорбонок (сорбонки – это карточки небольшого размера, используемые для активной тренировки памяти).

  6. Сохранение у учащихся учебных знаний и умений, в каникулярное время. Достигается посредством применения специальных рабочих тетрадей, выполнения ежедневных небольших по объему заданий и упражнений.

Эффективность технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева, во многом зависит от соблюдения следующих рекомендаций:

  • Обязательное предварительное проведение диагностики уровня умений и навыков, динамики их изменений. Осуществляется с помощью проведения проверки учащихся педагогом, взаимопроверки учащихся друг друга и самопроверки.
  • Разделение учебного года на триместры.
  • Организация класса преемственности, касается четвертого класса, с целью успешного перехода в среднее звено и эффективности последующего обучения.
  • Оптимальная и адекватная оценка успехов учащихся 1-3 классов, недопущение завышения оценок.
  • Стимулирование положительных эмоций и удовольствия от обучения.
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot