Классификационные параметры, целевые ориентиры и концептуальные основы технологии
Всеволод Николаевич Зайцев – кандидат педагогических наук, автор программы МОиПо «Преемственность».
В настоящее время система современного образования требует внесения существенных изменений в процесс обучения. Это обусловлено тем, что все более актуальными становится не просто научение и получение стандартных знаний учащимися, а получение навыков самообразования и саморазвития, при которых знания выступают как основное средство развития личности. Перед современными педагогами стоит задача научить детей формировать собственный познавательный процесс. Именно познавательный процесс дает свободу выбора сферы деятельности и уровня профессиональных занятий.
Все существующие концепции обучения детей младшего возраста в той или иной степени ориентированы на развитие способностей учащихся, происходящее в процессе выполнения практических заданий, взаимодействия с педагогом и другими учащимися. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед педагогами начальной школы является формирование таких навыков, которые не были б утрачены учащимися с течением времени, а напротив, развивались и совершенствовались.
Основные классификационные параметры технологии:
- частно-предметный уровень применения;
- основной фактор развития - социогенный;
- ведущие ориентации на личностные структуры учащихся, таких как СУД и ЗУН;
- обучающий, светский, общеобразовательный и проникающий характер содержания;
- ведущий тип управления – система малых групп, с элементами программного управления;
- основные формы обучения – классно-урочная с возможным внедрением компонентов индивидуальной и дифференцированной форм;
- ведущий тип подхода к ребенку – дидактоцентрический;
- преобладающий метод обучения объяснительно-иллюстративный с элементами развития;
- основное направление модернизации образования – методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование системы обучения;
- категория обучающихся, на которых распространяется технология – массовая категория, с элементами виктимологии и работы с трудными детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.
Целевыми ориентациями технологии является:
- Подготовка психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к развитию речи.
- Достижение оптимального уровня чтения во 2-3-м классе (норма составляет 120 слов в минуту).
- Повышение быстроты письма у учащихся 3-го класса (норма составляет 60 слов в минуту).
- Повышение орфографической грамотности учащихся в 2 раза, у учащихся 1-3 и 5-7 классов.
- Обучение пересказу учащихся.
- Повышение общего уровня грамотности, перевод учащихся с низким уровнем успеваемости на нормативный уровень.
- Совершенствование вычислительных умений и навыков у учащихся 3-5 классов (норма составляет цифр в минуту).
- Сохранение имеющихся учебных умений и знаний у учащихся 3-5 классов в каникулярное время.
Ведущими концептуальными положениями технологии являются:
- Основными причинами неуспеваемости учащихся в школе является низкий уровень чтения.
- Психологической причиной низкого уровня чтения и счета у учащихся заключается в недостаточном уровне оперативной памяти.
- Технология совершенствования общеучебных умений должна опираться на предварительно проведенную диагностику и самодиагностику у учащихся.
- Осуществление преемственности и постоянного поддержания достигнутого уровня знаний и развитых умений (навыков).
Процессуальная характеристика технологии
Достижение целей по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, в рамках технологии осуществляется посредством выполнения специальных упражнений и тренингов, которые объединяются в следующие виды групп:
Подготовка детей дошкольного возраста к развитию речи - осуществляется на основании упражнений, которые состоят в копировании рисунков, выбора парных картинок и слов, запоминание показанных педагогом предметов, слушание текста и его последующий пересказ.
Оптимальный уровень чтения – это осуществление осмысленного чтения со скоростью равной разговорной речи (необходимая скорость 120-150 слов в минуту). Достигается посредством проведения ежедневных:
- пятиминуток чтения;
- зрительных диктантов;
- жужжащего чтения;
- артикуляционных упражнений;
- пересказа содержания;
- составление вопросов по прочитанному тексту;
- чтение перед сном.
Увеличение скорости письма и уменьшение высоты строчных букв до размера 2,5 мм, а также повышение общей орфографической грамотности.
Проведение дидактических диктантов, использование игровых словарей, обучение пересказу.
Совершенствование вычислительных умений и навыков. Осуществляется посредством заучивания таблицы умножения наизусть, повышение числа математических тренировок, выполнение различных упражнений с использованием дидактических карточек и сорбонок (сорбонки – это карточки небольшого размера, используемые для активной тренировки памяти).
Сохранение у учащихся учебных знаний и умений, в каникулярное время. Достигается посредством применения специальных рабочих тетрадей, выполнения ежедневных небольших по объему заданий и упражнений.
Эффективность технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева, во многом зависит от соблюдения следующих рекомендаций:
- Обязательное предварительное проведение диагностики уровня умений и навыков, динамики их изменений. Осуществляется с помощью проведения проверки учащихся педагогом, взаимопроверки учащихся друг друга и самопроверки.
- Разделение учебного года на триместры.
- Организация класса преемственности, касается четвертого класса, с целью успешного перехода в среднее звено и эффективности последующего обучения.
- Оптимальная и адекватная оценка успехов учащихся 1-3 классов, недопущение завышения оценок.
- Стимулирование положительных эмоций и удовольствия от обучения.