Технология построения обучения физической культуре в образовательном процессе учебной организации представляет собой системный процесс. Она включает в себя цели и задачи обучения, его содержание, методы и формы реализации.
Целевое назначение организации обучения физической культуре
Физическое воспитание в образовательной организации нацелено на создание в учебном заведении условий для полноценного физического развития учащихся, способствующего всестороннему развитию личности.
Данная цель определяет следующие задачи физического воспитания:
- Формирование основ двигательных навыков, служащих фундаментом развития двигательного аппарата;
- Развитие выносливости и устойчивости организма к различным отрицательным внешним факторам;
- Развитие привычки соблюдения санитарно-гигиенических норм;
- Формирование заинтересованности в следовании концепции здорового образа жизни;
- Формирование общих представлений о физической культуре и ее влиянии на физическое развитие организма;
- Развитие навыков пространственной координации движений;
- Получение представлений о разных видах спорта, их особенностях и, требуемых физических навыках;
- Формирование знаний об основах безопасности выполнения различных физических упражнений, при разной физической активности;
- Воспитание привычки регулярных физических занятий;
- Формирование навыков физического самоконтроля;
- Воспитание волевых качеств, терпимости и сдержанности.
Построение образовательного процесса по физической культуре требует опоры на педагогические принципы и технологии образования. Используемые технологии должны отвечать тенденциям современного этапа развития общества и его требованиям к физической подготовке подрастающего поколения.
Принципы проектирования обучения физической культуре
Образовательные программы по физической культуре проектируются по следующим принципам:
- Принцип вариативности физического воспитания. Он означает, что физическое развитие строится таким образом, чтобы отвечать возрастной динамике развития учащихся, учитывая материально-техническое обеспечение обучения, условия его реализации и специфику построения общего образовательного процесса учебного заведения.
- Принцип полноты и целесообразности физической нагрузки. Он означает оптимальное распределение физической нагрузки и сочетания развития физической активности и преподавания теоретической информации по физической культуре.
- Принцип перехода от простого к сложному. Данный принцип означает постепенное физическое развитие учащихся: первоначальное развитие простых двигательных навыков и постепенное расширение двигательных операций и знаний по физической культуре и спорту.
- Принцип межпредметного взаимодействия. При проектировании содержания программы по физической культуре необходим учет содержания программ других дисциплин для формирования целостного мировоззрения учащихся и их всестороннего развития.
- Принцип максимизации оздоровительного эффекта. Он означает, что в ходе обучения необходимо не просто знакомить учащихся с физической культурой, формировать двигательные навыки, но и мотивировать к ежедневному выполнению физических упражнений, соблюдению здоровьесберегающих норм поведения, сделать соблюдения правил гигиены естественной привычкой.
Исходя из данных принципов, содержание образовательной программы по физической культуре проектируется по трем направлениям:
- Теоретическая информация по физической культуре и спорту. Учащиеся знакомятся с историей физической культуры, различными видами спорта и их особенностями, осваивают тенденции современного развития физической культуры. Здесь же, происходит знакомство с правилами выполнения различных упражнений, условиями их реализации.
- Приемы двигательной деятельности. Это практическая сторона образовательной программы. В нее входит формирование различных двигательных навыков, выполнение физических упражнений разной степени сложности, практическое знакомство со спортивными играми.
- Совершенствование физических навыков. Оно включает в себя спортивную и оздоровительную физкультурную активность, общеразвивающие упражнения, способствующие формированию гибкости, координации движений, развитию мышечной мускулатуры и т.д. Это направление обеспечивает всестороннее физическое развитие учащихся и ориентировано на укрепление здоровья организма.
Рисунок 1. Структура современного подхода к содержанию уроков физической культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы организации занятий по физической культуре
Занятие по физической культуре, как и любое школьное занятие, реализуется в урочной форме. Уроки по физической культуре носят разнообразную направленность и ориентированы на освоение различных аспектов содержания образовательной программы.
Уроки имеют ограниченное время, поэтому, часто, они дополняются внеклассными занятиями и включением физических занятий в досуговую деятельность учащихся.
Выделяют следующие разновидности уроков физической культуры:
- Уроки познавательно-обучающей ориентации. Такие уроки основаны на использовании учебной литературы по физической культуре и знакомстве учащихся с методикой выполнения различных упражнений и режимными моментами. В ходе данных занятий учащиеся не только знакомятся с теорией, но и практикуют ее использование в реальных условиях: учатся выполнять конкретные движения, совершать действия с том или ином виде спорта.
- Уроки образовательно-обучающей ориентации. Такие уроки основаны на развитии у учащихся практических физических навыков т.е. они обучаются конкретным упражнениям и вариантам их выполнения. В этой связи, проведение таких уроков проектируется с учетом принципа от простого к сложному и последовательности развития физических качеств: гибкость – пространственная координация – быстрота движений – сила-выносливость.
- Уроки обучающее-тренировочной ориентации. Такие уроки включают в себя определенный объем физической нагрузки. Она проектируется на основе последовательного усложнения: повышение объема нагрузки и усложнение упражнений. Уроки имеют определенное целевое назначение т.е. достижение конкретного итога физического развития (например, формирование навыков скорости бега, прыжков в длину и т.д.). Физическая нагрузка и ее интенсивность постепенно увеличивается по ходу учебного занятия. При этом, осуществляется подсчет пульса учащихся и измерение их давления. Физические упражнения подбираются индивидуально для каждого учащегося, исходя из уровня физического развития его организма и текущей подготовки.